Какие лодки теперь запрещены: Закон и человек

Можно ли использовать традиционную лодку? Как зарегистрировать самодельное судно? Теперь уже никак. Поговорим о некоторых подробностях законодательства по маломерным судам.
Для информации: В настоящее время вы не сможете поставить на учёт (в ГИМС) самодельные лодки (маломерные суда). Любого типа, из любых материалов.

В чём причина? С 2012 года начал действовать Технический регламент Таможенного союза. В частности, его раздел "О безопасности маломерных судов". По современным требованиям, изготовитель судна — должен иметь лицензию и официально оформленную техническую документацию. Утверждённый проект и сертификаты на материалы.

Даже самый опытный мастер, сохраняющий традиции предков, уже не сможет сделать для вас лодку. Точнее, сделать то он сможет. А вот использовать такую лодку — вам теперь нельзя.

Какие лодки теперь запрещены: Закон и человек

Возьмём пример из реальной жизни (по материалам 29.ru (Архангельск): Олег Коткин — коренной помор, житель Архангельской области. Десятки лет он ловил рыбу на своём карбасе, изготовленном местными мастерами.
Веками накопленный опыт помогает им строить уникальные суда, для дальних выходов в Белое море. Но пришло время заменить старенький карбас. И оказалось — что новый он уже не сможет зарегистрировать.

Какие лодки теперь запрещены: Закон и человек

Вот слова старого рыбака: "Карбас — универсальное судно поморов. У него низкая посадка, а Белое море у нас очень мелкое, поэтому его удобно использовать — можно зайти в любую небольшую речку и отстояться в шторме. Карбас устойчив за счет своей длины, ширины, высоты бортов, грузоподъемности.
В сильнейший ветер его достаточно просто поставить на волну и держать. Раньше ведь не было железа, моторов, но было дерево — держались на парусе или веслами. А современные металлические лодки легко переворачиваются".

Какие лодки теперь запрещены: Закон и человек

Фото: Александр Тонких (29.ru) На фото Олег Коткин

Какие лодки теперь запрещены: Закон и человек

Какие лодки теперь запрещены: Закон и человек

Фото: Александр Тонких (29.ru) На фото Олег Коткин

(из Википедии): Карбас — это парусно-гребное промысловое и транспортное судно среднего размера, одно из основных у поморов и других жителей Севера и Сибири. Строительным материалом служил сосновый и еловый лес. Металлические детали (в том числе, гвозди) не применялись.

Тот случай, когда законодательство никак не совместимо с традициями и привычным укладом жизни. Получилось так, что с одной стороны — закон. А с другой стороны — люди, веками живущие на своей земле. И которые теперь не смогут выйти на воду, на своих привычных лодках.

Для тех, кто не разбирается в лодках, приведу простую аналогию: Молоко, которое бабушка надоила от коровы пить запрещено. На него нет официальной документации. А молоко из магазина — пожалуйста, пейте. Оно документально оформлено и сертифицировано.

Для лодочников, более близкий пример: китайская лодочка из "кухонной клеёнки" имеет сертификат и соответствует ГОСТу

Какие лодки теперь запрещены: Закон и человек

А традиционный поморский карбас — нельзя использовать в качестве судна. Потому что, как говорил почтальон Печкин: "На него докУментов нету".

Какие лодки теперь запрещены: Закон и человек

Какие лодки теперь запрещены: Закон и человек

Кстати, подобное уже было. Ещё Петр Первый в 1714 году издал указ, по которому запрещал строить корбаса, кочи, лодьи.
Местным мореходам предписывалось (цитата) «делати морские суды — галиоты, гукары, каты, флейты, кто из них (поморов) какие хочет». Планировалось сделать так, чтоб русские северяне полностью пересели на суда европейских образцов. Но поморы не послушались. Не понравились им западные лодки.

Через пять лет (в 1719г.), государь вынужден был издать новый указ. Этим указом (цитата) «старые суды — лоди, карбусы соймы, качи и протчие» следовало «переорлить» (что на современном языке означает — зарегистрировать). Но современные чиновники это не государь Петр Первый — с ними труднее справиться. Могучие люди. Непрошибаемые…

В данный момент, все поморские рыбаки, которые выходят на воду на своих карбасах — нарушители. И каждого ждёт штраф в 15-20 тыс.руб. (ч3.ст.11.8. КоАП РФ). А судно ожидает штраф.стоянка. По весу и мощности моторов — такие карбаса подлежат регистрации, а зарегистрировать их, в законном порядке, нет возможности…

Лодочник

Leave a Comment