Можно ли сейчас использовать самодельную лодку: Как к этому относится ГИМС

Можно ли регистрировать лодку — самострой в ГИМС? Разрешается ли эксплуатировать её без регистрации? Небольшая статья, со ссылками на регулирующие правовые акты.

В комментариях, иногда появляются сообщения, что в каком то регионе, легко и просто поставили на учёт самодельную лодку. Скорее всего это было лет 8 назад. Либо это была просто, официальная покупка — без гос.регистрации в реестре маломерных судов. Вот, один из таких комментариев:

Андрей Крапивин: Строителю требуется иметь профильный диплом и регистрацию ЧП,,Лодка,,. Будет строить лодки и платить налоги. Вот пример — эту лодку купил в 2014г. за 50т.р. Дорого потому, что по закону, с сертификатом и налогами.

Можно ли сейчас использовать самодельную лодку: Как к этому относится ГИМС

Фото: Андрей Крапивин

Фото: Андрей Крапивин

Судя по всему, имеется ввиду — просто, покупка самодельной лодки. Покупка оформленная по закону. Но если лодка-самострой будет ходить под мотором 15 (или более) л.с, то её полагается ставить на учёт (госрегистрация в ГИМС). Как законно оформить самострой?
Предлагаю потратить пару минут и прочитать об этом. Даже если не собираетесь регистрировать самодельную лодку. Просто, будете знать, как это делается.

Всю процедуру регистрации такой лодки в ГИМС можно разбить на четыре этапа:

1) Классификация судна. То есть, определение класса судна, исходя из предоставленной технической документации (по которой судно построено). Таким образом определяется район плавания для этого судна, максимальное удаление от берега и максимально разрешённая высота волны. 2) Испытание мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости). В результате составляется заключение о пригодности судна к плаванию. 3) Техническое освидетельствование. Проверка состояния самого судна, его оборудования и снаряжения . Обычный техосмотр в ГИМС. 4) Непосредственно, сам процесс гос.регистрации маломерного судна. И получение судового билета. Это самое простое.

Получается, что сложный — только первый этап: "Классификация". Вздохнули с облегчением? Не расслабляйтесь раньше времени…

Процедуру классификации судна регулирует Постановление Правительства РФ от 18.09.2013 г. № 820 (ссылка). Там сказано, что для освидетельствования маломерного судна, необходимо предоставить (п7. а.): Конструкторскую и (или) построечную документацию, а также расчеты прочности, остойчивости и непотопляемости.
Кажется, ничего сложного… Раньше, до принятия ТР ТС 026/2012, достаточно было предоставить чертёж, описание судна и минимальные расчеты.

Теперь судно — самострой, проходит такую же процедуру классификации, как и серийные суда, выпускаемые официальными производителями. Сотрудники ГИМС (а именно они проводят классификацию судна), руководствуются методическими рекомендациями, которые продиктованы им в письме МЧС России от 27.09.2016 n 29/1-3-1730 (ссылка). Открываем по ссылке эту методичку и смотрим "Рассмотрение и согласование технической документации". Там 32 пункта документов, которые необходимо предоставить (по сути, это полноценный проект постройки судна).

Не удивляйтесь, если ГИМС потребует, чтобы проектная документация была подготовлена только сертифицированной проектной организацией. Это вполне законное требование. Так что сами понимаете, зарегистрировать традиционный поморский карбас вам будет очень сложно. С судном, построенным по официальному проекту, будет проще.

Затем, ГИМС проверяет предоставленную техническую документацию на соответствие требованиям, уже озвученного Технического Регламента Таможенного Союза (ТР ТС 026/2012) — в период, не превышающий 20 рабочих дней. В случае необходимости согласования и уточнения тех.документации или расчетов, этот срок может быть продлён.

Напомню. Суда до 200 кг весом и с мотором до 8 кВт — регистрации не подлежат. Это же относится и к судам самостоятельной постройки.

Лодочник

Leave a Comment