111 кочегаров крейсера «Аврора». Почему Донбасский уголь лучше Английского и ещё 4 факта о легендарном корабле

Самый известный корабль России и Советского Союза — крейсер "Аврора"! Залп его орудий перевернул страницу истории. Ни один орудийный залп, до этого, не звучал так громко. Не оставлял такой глубокий след. Но сегодня не об этом. В этой, короткой заметке, интересные факты о силовой установке "Авроры".

111 кочегаров крейсера "Аврора". Почему Донбасский уголь лучше Английского и ещё 4 факта о легендарном корабле

Ещё со времён Советского Союза, крейсер стал несамоходным. Во время восстановительного ремонта, в 1984 году были предложения восстановить ход крейсера, заменив демонтированные паровые двигатели на дизель-электрическую установку. С ней "Аврора" смогла бы двигаться со скоростью 10 узлов. Но тогда пришлось бы (по действовавшим тогда требованиям) оборудовать корабль современными средствами безопасности и кораблевождения. Это бы сильно изменило облик "Авроры". Главком ВМФ СССР Г.Горшков принял решение: "Не давать "Авроре" ход. Оставить несамоходной.

А какие характеристики были у крейсера, во времена "молодости"? Сколько топлива потребляли силовые установки? Сколько кочегаров беспрерывно "лопатили" уголь? Ниже — несколько фактов:

111 кочегаров крейсера "Аврора". Почему Донбасский уголь лучше Английского и ещё 4 факта о легендарном корабле

Главная паровая машина крейсера во время ремонта 1984 — 87 г.

Главная паровая машина крейсера во время ремонта 1984 — 87 г.

На "Авроре" было установлено три паровых машины. Пар для них давали 24 паровых котла. "Свежий" пар последовательно терял давление, толкнув поршень и поступал в следующий цилиндр, рассчитанный на давление ниже. Потеряв первоначальное давление 13 атмосфер до 0,2 атм и отработав в последнем (самом большом) цилиндре низкого давления, "мятый" пар затем конденсировался и в виде пресной воды, снова поступал в паровой котёл. Пар подавался в цилиндр поочерёдно — то сверху, то снизу поршня. Обратный ход задавался обратной последовательностью.

Расход угля, при экономном "крейсерском" ходе составлял 70 тонн в сутки.111 кочегаров и 70 машинистов обслуживали машинное отделение. Это была треть всей команды корабля. Перед подачей в топку, уголь разбивали ломами, добиваясь размера камней — величиной, примерно с кулак.

Пар служил не только для движения корабля. С помощью пара вырабатывалось электричество, откачивали или нагнетали воду, отапливали и вентилировали помещения. Пресная вода, в плавании, тоже появлялась благодаря пару. Пар помогал печь хлеб, мыться, стирать. И лёд готовился, в рефрижераторной машине, с паровым приводом.

Какой уголь лучше, из Донбасса или из Англии?

111 кочегаров крейсера "Аврора". Почему Донбасский уголь лучше Английского и ещё 4 факта о легендарном корабле

Матрос в горловине при погрузке угля

Матрос в горловине при погрузке угля

Можно было издалека разглядеть — на каком угле идёт корабль. Чёрный густой дым давал уголь с содержанием углерода менее 80%. Английский уголь "кардиф" содержал 90% углерода. КПД такого угля выше. Дым из трубы он давал светлый, еле заметный. Но самым лучшим считался донбасский антрацит. Содержание углерода в нём было 94%.

Наибольшая эффективность и едва заметный дымок из трубы — были отличительными чертами донбасского угля. Этот уголь использовали на кораблях Черноморского флота. Балтийский флот работал на английском "кардифе", потому что его доставка была ближе. Уголь обходился дешевле.

Лодочник

Leave a Comment