Реальный случай про спасательный жилет и нештатную ситуацию на моторной лодке: Рассказ от читателя

О том, как человек выпал из моторной лодки. И что случилось потом. Настоящая, невымышленная история, рассказанная во время обсуждения статьи о применении спасжилета…

Реальный случай про спасательный жилет и нештатную ситуацию на моторной лодке: Рассказ от читателя

Изображение из "Яндекс картинки" для оформления статьи

Изображение из "Яндекс картинки" для оформления статьи

Автор: Вадим Кухтиев

— Лодочник, боюсь логики тут нет. Вообще не понимаю этого постановления. Тут, на мой взгляд, возможно два подхода:

1) Одевание жилетов оставить на усмотрение судоводителя, в зависимости от условий плавания. 2) Обязать находиться в жилете на верхней палубе/в кокпите — всех, без исключения. Независимо от погодных условий.

После того, как у меня за борт списался матрос и я его чуть не потерял, я категоричен в плане жилетов. Судоводителю иногда может не хватить опыта для правильной оценки ситуации, все таки мы все любители. Ну и зная наш менталитет…"а ничего не будет…"

Лодочник, больше того скажу, даже на стоянке жилет необходим. Все таки прийдется описать спасение матроса, упомянутое мной выше:

Сегозеро, середина октября, Т воздуха 10гр, Т воды 7-8, ветер 6-7м/сек, волна 0.7-0.8м. Начинающиеся сумерки, низкая облачность. Но видимость, как мне тогда казалось, отличная. Для моего тогдашнего РИБа, погода — практически штиль. Я себя мнил уже достаточно опытным морским волком. За спиной полтора десятка лет на воде, пройден не один расколбас на значительно более серьезных водоемах.

Собираемся с вечернего троллинга на базу. Скрутили снасти, и тут матрос захотел по малому. Останавливаемся. Матрос лезет на бак, рассупонивается (теплая одежда, непромоканец, забродные сапоги, спасик). Производит акт мочеиспускания и… медленно и с достоинством сваливается за борт! По отработанной привычке тыкаю в кнопку МОВ картплоттера, ставя точку падения. Глушу движок.

По началу, серьезности ситуации я не оценил: матрос хоть и в воде, но в сознании, не паникует (молодец-мужик, не смотря на ситуацию, держался очень достойно!), держится за бортовой леер. Вытащить его через полуметровый баллон борта не реально: 100-килограммовая туша в мокрой зимней одежде — это 150 кг. веса минимум.

Единственный способ подняться на борт — перебраться на корму, встать ногой на АКП мотора или транцевую плиту. После этого вскарабкаться на борт… Засада оказалась в том, что бортовой леер заканчивается в полметре от окончания "сиськи" баллона. "Сиська" гладкая и скользкая, ухватится мокрыми руками за нее не реально.

На спокойной воде, проплыть там три гребка. Но не тут то было! Лодка сносится ветром, как показала практика. Мгновение — и голова матроса начинает теряться среди волн!!!

Хорошо, что жилет на матросе сертифицирован, ярко оранжевого цвета, только по жилету его и вижу.

Ладно, не беда, сейчас обойду его с наветренной стороны и поймаю. Поворачиваю ключ зажигания… хрен! Мотор не издает ни звука. (Как потом выяснилось, ослабла клемма на аккуме). Молясь всем морским богам, дергаю ручку ручного запуска (о нужности ручного запуска мотора оборудованного электростартером). На мое и матроса счастье, двиг запускается с полпотяга.

А лодку за это время отнесло метров на 70 уже, даже яркий спасик видно все хуже и хуже… Наполовину визуально, наполовину по точке в картплоттере, выхожу на изначальную позицию, прикрываю бортом матроса от ветра. Он цепляется за леер, пытаемся повторить план подъема на борт с тем же успехом…

Тут в голову приходит трезвая мысль про конец Александрова, работа с которым была отработана сразу после покупки. Конец этот, аккуратно собранный и подготовленный к применению, покоился на дне носового рундука, среди ЗИПа, якоря, швартовых канатов и прочей хрени.

Однако, время извлечения данного, несомненно полезного средства спасения, на свет божий превышало все разумные пределы. Пикантности ситуации добавляла фамилия матроса, он носил фамилию создателя вышеуказанного предмета снабжения судна. Но ТТХ конца матроса Александрова, к сожалению не позволяли использовать его в качестве спас. средства.

Но мы отвлеклись… Произвожу уже третий по счету маневр подхода к туше матроса. На сей раз, нам хватает ума не пробовать пробраться на корму путем заплыва. Хватаю спиннинг из стакана, подаю матросу, он вцепляется в него, обходит злополучную сиську, хватается за транец и через несколько секунд поднимается на борт!

Отсюда выводы:

1) Спасик должен быть надет и застегнут даже во время стоянки. Спасик должен быть правильный, с сертификатом РР.

2) Спасательные средства (конец Александрова, отпорный крюк, сигнальные средства: ракеты, фальшфейеры) должны находится в мгновенном доступе и быть готовы к применению.

3) Необходимо заранее продумывать варианты аварийных ситуаций и свои действия в случае их возникновения. При первой возможности проводить учебные тревоги среди экипажа по сценариям: МОВ (человек за бортом), поступление воды в корпус, отказ двигателя, пожар, и т.п.

4) Иметь навигационное оборудование на борту, уметь им пользоваться, держать их включенными даже в знакомой акватории.

5) Стараться предвидеть возможное резкое ухудшение ситуации.

В целом, это обычная хорошая морская практика…

Лодочник

Leave a Comment