Хабаровские щукари. Зимняя рыбалка на Амуре

В Хабаровске зима набирает силу раньше, чем в Петербурге или Москве. Пока у нас ещё только делают первые робки шаги по тонкому льду отважные рыболовы, там его толщина местами доходит до полуметра. Снега выпадает немного, поэтому лёд намерзает быстро. Мороз за минус 30 был в самом начале зимы, но сейчас отпустило – днём 20 градусов ниже ноля, так что вполне терпимо. Друзья сказали, что щуки на Амуре много, но в основной массе – средняя по размеру, хотя проскакивают и крупнячки по пять — восемь килограмм. Ну как тут усидишь дома? Тем более, что цена билета туда – сюда приемлемая, в отличие от летних цен. И мы с товарищем отправились туда, говорят, щука идёт валом. И не обманули.

При первом же выезде на Амур оторвались от души. Едва просверлили полуметровый лёд и опустили приманки, тут же последовала поклёвка. Стоит отметить, что ручными ледобурами там практически не пользуются. Во всяком случае, я ни разу не видел. Только пешня для вскрытия старых лунок и бензобуры с диаметром шнека 200 — 250 мм. Слишком сильные морозы вносят корректировку в местный рыболовный колорит. Причём, едва рассверлив лунку, идёшь за ложкой. Возвращаешься, а она затянулась стеклом – тонким льдом. И сверлят сразу пару лунок рядом, чтобы работать двумя руками, двумя удочками – махалками, как это называется по местному. У нас сейчас бурно развивается тема аккумуляторных ледобуров. Думаю, что здесь она не прокатит. Во-первых, аккумуляторы будут садиться на морозе, а во-вторых, сверлить дрелью почти метровый лёд 250-миллиметровым буром – обе руки к вечеру завернутся спиралью вокруг шнека.

Но это – лирическое отступление. Через несколько взмахов попалась первая щучка. Её не распугал шум бензобура в нескольких местах. Кстати, амурская щука – эндемик здешних вод. Отдельный подвид царства щучьих. Всего их пять видов. Два из них – (Esox lucius) щука обыкновенная и (Esox reichertii) амурская щука – обитают в нашей стране. Остальные в Америке: (Esox masquinongy) щука-маскинонг, (Esox niger) чёрная или полосатая щука и (Esox americanus) американская щука.

Амурская щука отличается от нашей, обыкновенной, своим необычным светлым окрасом в мелкий чёрный горошек. Я бы его назвал цветом «белого леопарда». Среди отличий – у неё чешуя на щеках, да сама чешуя по всему корпусу более мелкая. Но вот по поводу скрещивания с обыкновенной никаких сведений нет, слишком далеко они друг от друга. Друг мой, Дима, поставил японский ратлин с жёлтой спинкой, и местная щука его решила попробовать. Местные рыболовы достаточно консервативны в выборе приманок. Они традиционно ловят на крабов, смазывая их Мегастрайком (MegaStrike). Крабы европейским рыболовам, в основной их массе, незнакомы.

Читать еще:  В поисках судака на водохранилище

Это свинцовая приманка весом от 60 до 200 граммов в виде овала, шара или звезды с несколькими крупными крючками и плоским брюхом. Она идеально подходит для ловли на Амуре с его течением и на его притоках. Амур не перекрыт плотинами, течение там сильнее, чем на Волге. Крючков на крабе может быть от трёх до шести, и даже восемь, но хорошо держит горизонт и не крутится на течении. Но, что удивительно, это не браконьерская снасть, ею не багрят рыбу за бока и брюхо на зимовальных ямах, как у нас в Европе раньше практиковалось. Щука ловится не за подбородок, не брюхом, а всегда хватает это чудо рыбацкой мысли в пасть. На притоках Амура на эту приманку отлично ловятся таймешата и ленки. Моделей этих приманок в местных магазинах и на рынке у китайцев (которые быстро отреагировали на спрос) я насчитал более двадцати. Приманкой играют в 10 — 20 сантиметрах ото дна, вскидывая её вверх, и затем покачивая ею, продлевая осевые колебания во время остановки.

Для активизации клёва раньше на крючки поддевали полоски рыбного филе или передние плавники первой пойманной щуки, отрезанные с мясом. Они не только играли на течении, но и запахом крови активизировали рыбу. Сейчас стало всё гораздо проще: силиконовая приманка с Мегастрайком, играющая на течении, надетая на один из крючков, обеспечивают клёв. Щука вначале толкает приманку, и это чувствуется в руку во время игры, затем, видимо, MegaStrike попадает ей на вкусовые рецепторы, и следует жадная атака. На морозе с этих крупных крючков снимать рыбу проще, даже не снимая рукавиц. Мелкая щука отпускается обратно с минимальными травмами, в отличие от традиционных тройников на современных приманках. Но это мы поняли потом, а вначале поставили свои, не раз проверенные в наших условиях, балансиры Rapala. Клевала на них щука стабильно, как на подмосковных «платниках», но, в основном, мелкая. Её даже в руки не хотелось брать, лишний раз руки морозить. Выручали взятые с собой рукавицы.

Читать еще:  Итоги ловли весенне-летней щуки

Из наших традиционных приманок, стабильно работающих, были блёсны Williams, которые приносили результат, но только при ловле на «обратках» и в «затишках». Я пробовал ловить и на другие колебалки в отвес. На Кольском полуострове зимой на подобные блёсны ловят и щуку, и окуня. И здесь не подвели. Но, опять же, только на местах со слабым течением. Течение лёгкие блёсны уносило далеко под лёд, и было непонятно, на какой глубине они парят в толще воды. Миша, местный рыболов, ловил на цикаду. Она пробивала течение более уверенно, и рыба клевала на неё так же жадно. Но тут мы заметили маленькую хитрость, которую следует опробовать при случае в наших условиях. Выше цикады на отводном поводке Миша разместил дополнительный крюк и насадил на него грудной плавник щуки. Что было первично – запах крови или игра на течении, а может, то и другое вместе – непонятно, но щуку из лунки он вынимал постоянно. У меня не было цикад, и балансиры я не взял, поэтому сделал ставку на ратлины и Vibы. И не ошибся. Они стабильно держали течение, и, что самое главное, щуке они тоже нравились. Большую часть улова мы отпускали обратно в лунки. Слишком мелкие были щучки. Дело в том, что ещё перед ледоставом на Бурейском водохранилище сбросили воду, и вся молодь, которая выросла в протоках и заливах, скатилась в Амур. Лето с широким разливом Амура было благоприятно для нереста щука и нагула малька. Нам интереснее было бы ловить крупную щуку, а не этих сеголеток. Но мамки и бабушки, как в котле с галушками, плавали среди подростков и подъедали их, не реагируя на мелкие приманки. Большая часть щурят носила на теле следы от зубов более крупных собратьев.

Организатор рыбалки, Игорь, ловил на крупный и тяжёлый ратлин Rapala, около десяти сантиметров в длину. Этот ратлин хорошо держал течение даже на трёхметровой глубине. А чтобы было меньше захлестов крючком за шнур при погружении и игре, задний тройник был дополнительно утяжелён свинцовой проволокой. Подобный воблер в прошлом году у меня некто оборвал на притоке Амура, то ли крупная щука, то ли таймешка. На плетёном шнуре Spiderwire 0,3 я не смог не только побороть ретивого противника, но даже подвести его к лунке. Шнур лопнул. Крабов у меня не было, и я начал экспериментировать. Каждая рыбалка всегда предполагает некие открытия. Нужно только не лениться и включить фантазию. Первым удачным опытом, несмотря на насмешки сторонних наблюдателей, стала поимка нескольких щук на «вертикальный джиг».

Читать еще:  Говорят: "Нельзя брать пойманную форель в руку, не смочив её водой". Почему это – глупость

Для этого я вертикально насадил на тройник красноголовую силиконовую уклейку Shindin, сверху прицепил ушастый груз. Попробовал игру предварительно в лунке, мягкий силикон хорошо отзывался на качания и потряхивания. Я не ошибся, через несколько минут на льду билась щучка, потом другая. Размер всё-таки маловат. И тут я вспомнил забавную приманку, на которую в Сербии ловят дунайского тайменя джигом. Она представляет собой четыре силиконовых червя, зафиксированных на свинцовой голове с крупным тройником. Скорее всего, они имитировали нерестящихся миног. Главное – это работало. Уверен, что и здесь по щуке эта приманка тоже бы «выстрелила». Но она в виде необычного шедевра лежала дома среди коллекции подобных экспонатов из разных мест географии. Я решил сделать симбиоз вертикального джига и колеблющейся блесны. Если они работают порознь, почему бы им не объединиться в сплочённом тандеме? В итоге, на свет появилось нечто непонятное. От шнура привязана джигголовка, ниже неё – колеблющаяся блесна, на крючке которой силиконовая композиция.

Игра заключалась в покачивании и потряхивании, со сменой горизонтов. Вдруг я почувствовал отчётливое касание, как за краба. Плетёный шнур тем и хорош на зимней рыбалке, что передаёт отчётливый контакт с приманкой. Затем последовал удар, хватка. Взвизгнул фрикцион, раз, и другой, и третий. После нескольких секунд борьбы из-под самого льда приманка пулей вылетела из воды, едва не зацепив лицо. Не просёк. Значит, работает и эта необычная фантазия. Конечно, на подмосковных водоёмах с огромным рыболовным прессингом, где даже на традиционные приманки поймать щуку бывает непросто, это моё изобретение даже не стоит предлагать. Но стоит отъехать подальше от цивилизации, там, где кончается асфальт, начинается Россия. И тут поле для экспериментов огромное. Вот именно для этого мы и уезжаем на край географии.

Автор: Евгений Кузнецов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *