«Комплект эгоиста» или лодки эконом и лайт класс

    рис4 В последнее время все более популярными становятся лодки эконом  или лайт (облеченного) класса, в просторечии называемыми комплектом эгоиста. Попробуем разобраться в вопросах «зачем», «что» и «почему».

Зачем?

Зачем нужна такая лодка. Во-первых – далеко не все пользователи надувных лодок ходят в моря и крупные водоемы, где одним из критериев выбора является большой размер и мореходность лодки. На малых озерах и реках, где не бывает большой волны вполне достаточно небольшой плоскодонной или малокилеватой лодки, т.к. мы говорим о лодке с которой легко справиться в одиночку. Во-вторых – такая лодка может быть использована  и при коротких выездах на рыбалку или отдых на один день или несколько часов.

Что?

Так что такое лодка, подходящая под критерий «комплекта эгоиста»? Скорее всего это будет небольшая, размером до 340см, лодка упрощенной конструкции с малым весом и простой сборкой, ограниченно мореходная, но все же удобная для одного — двоих рыбаков или небольшой семьи.

Почему?

Как выбрать именно такую лодку из предлагаемых на современном рынке надувных судов и какие требования или пожелания предъявляются к комплекту эгоиста? Попробуем это немного систематизировать.



 
 
 
Килевая или плоскодонная? Самым простым и лежащим на поверхности ответом будет, естественно, плоскодонная. Почему? Проще конструкция и по законам гидродинамики именно плоскодонные лодки наиболее подходят для глиссирования на спокойной воде.  Так же плоскодонки способны выводить на режим глиссирования наибольший вес при заданной мощности мотора, а для комплекта эгоиста мощность мотора так же является немаловажной, от мощности напрямую зависит вес мотора и наиболее распространены в этом сегменте двигатели малой мощности не более 5-9,8 л.с.. Но, как всегда есть НО! Плоскодонки даже на очень малой волне при движении в глиссировании ощутимо трясет, курсовая устойчивость оставляет желать лучшего, а снос при боковом ветре и троллинговых скоростях довольно велик. Выход из создавшегося положения – использование, хотя и небольшого, но кильсона и транца с малым, 3-5 градусов, углом килеватости. Это позволит существенно улучшить комфорт хода по волне, существенно снизит боковой снос и повысит управляемость и курсовую устойчивость лодки и, как следствие, использовать мотор бОльшей мощности за счет дополнительной жесткости конструкции.
ФОРМА баллона.  Тоже, как показывает практика, немаловажный фактор. Угловатая (РУБЛЕННАЯ) форма баллона хотя и позволяет создать технологичную в производстве, а значит и дешевую в продаже лодку, но на ходу, особенно при носовой загрузке, углы являются причиной повышенного брызгообразования и ухудшения всхожести на волну, причем не позволяет решить эту проблему полностью ни установка кильсона, ни подъем носовой части баллона на малых, до 340см, размерах лодок. Баллон лодки с плавным кроем и подъемом носового отсека практически лишен этих недостатков, при этом имеет и существенное достоинство – более просторным получается носовой отсек при сохранении общей эстетики лодки.
Диаметр баллона. Еще один существенный фактор. С одной стороны – большой диаметр баллона это несомненный плюс. Чем больше диаметр баллона, тем выше мореходность и ниже забрызгивание при короткой боковой волне, лучше посадка в лодке т.к. расстояние от банки до пайола выше, а, следовательно, сидеть удобнее. С другой стороны – с ростом диаметра баллона растет и парусность, а, следовательно и боковой снос у плоскодонных и малокилеватых лодках. Малый же диаметр баллона хотя и позволяет создать более легкую и дешевую лодку, но и увеличивает вероятность забрызгивания и заливания, снижает грузоподъемность и безопасность. Здесь нужно выбрать золотую середину в 42-43см.
Пайол. Возможны разные варианты используемого пайола – реечный настил, когда отдельные секции ничем не связаны. Такой пайол наиболее прост в сборке, но имеет существенный недостаток – отсутствие жесткости, что влияет на ходовые характеристики лодки. Второй вариант – пайол-книжка, когда элементы пайола скреплены мягкими лентами. Жесткость такого пайола выше предыдущего, но обеспечить достаточную жесткость конструкции удается только на не больших лодках, причем наилучший результат достигается на плоскодонных лодках. Основное достоинство – относительная простота сборки. Недостаток – недолговечность лент скрепляющих пайол и недостаточная жесткость конструкции. Третий вариант – пайол из отдельных секций скрепленных специальным алюминиевым профилем. Такой пайол получается достаточно жестким и долговечным, а время сборки увеличивается незначительно. Так же немаловажным фактором является толщина элементов пайола. Стандартно, практически на всех производимых лодках, используется пайол из фанеры толщиной 12мм. Для сокращения общего веса лодки в эконом или лайт классах вполне допустимо использование и более тонкого 9мм материала пайола. Такой пайол не только позволяет сократить собственный вес на 20-25% но и обладает достаточной жесткостью на лодках до размера 340см. Причем многократные испытания лодок с пайолом из 9мм фанеры, проведенные при существенном превышении допустимой мощности подвесного мотора и загрузки, в условиях относительно большого волнения подтверждают жизнеспособность такого пайола.
Стрингера. Для увеличения общей жесткости пайола да и всей конструкции лодки иногда устанавливаются дополнительные элементы продольной жесткости – стрингера. Стрингер – специальный алюминиевый профиль устанавливаемый на прямой части пайола и связывающий прямые секции пайола в продольной плоскости. С точки зрения удобства сборки установка стрингеров оправдана только на лодках имеющих определенную килеватость на транце. На лодках с плоскодонным транцем установка стрингера хотя и возможна, но не оправдана из-за существенных проблем при сборке-разборке. Еще одна проблема связанная со стрингерами на плоскодонной лодке – выпирание стрингера со стороны днища. Без установки дополнительной защиты в виде специального ПВХ профиля такое днище становится уязвимым при наезде на препятствие как на воде, так и на берегу и легко повреждается.

Читать еще:  Уполномочен заявить!

рис3

Комплектация. Это немаловажный фактор оказывающий существенное влияние на эксплуатацию лодки. Как правило лодки эконом и лайт классов имеют более бедную комплектацию. Делается это как для снижения общего веса лодки, но в большей мере —  для снижения себестоимости лодки. Здесь тоже надо найти золотую середину. Попробуем разобраться, какая минимально удобная комплектация должна быть у лодки.
Ручки. Во-первых – обязательно должны быть ручки для переноски. Так как рассматриваемые лодки имеют незначительный вес, для переноски вдвоем вполне достаточно одной носовой и двух кормовых ручек. Во-вторых. Хотя данные лодки не предназначаются для рекордов скорости, все же желательно иметь ручку пилота или шкипера – максимальные скорости могут превышать 30 и даже 40км/ч.
Крепление банок. Здесь лидирует крепление ликтрос-ликпаз, позволяющие регулировать положение банок внутри кокпита, что немаловажно в ограниченном объеме лодки и в зависимости от роста и веса пользователей.
Привальный брус. Защищает баллон лодки при швартовке. Бывает как простой, так и с брызгоотбойником. При небольшом диаметре баллона наличие брызгоотбойника весьма актуально, забрызгивание как на ходу так и на стоянке при наличии волны существенно уменьшается. Немаловажно, что установка практически всех типов тентов требует наличия брызгоотбойника, а его отсутствие приводит к дополнительным проблемам и затратам при покупке и установке тента – на лодку приходится устанавливать дополнительные элементы крепления.
Бортовой леер. Элемент безопасности. Необходим в аварийных ситуациях, когда произошел переворот лодки или падение из лодки. Не стоит думать, что даже на небольших скоростях или на якорной стоянке этого не может случиться. При всей вашей аккуратности и опыте вам могут просто помочь посторонние… и от качества исполнения вроде бы простой детали может зависеть ваша безопасность.
Крылья на транце. Довольно простая, но действенная конструкция. Весьма актуальна на небольших лодках. Снижает риск заливания спутной волной при резкой остановке, а так же снижает риск заливания или забрызгивания через транец на якорной стоянке в условиях волнения.
Сливной клапан. Позволяет слить на ходу воду, попавшую по разным причинам в лодку, например в дождь. Из-за конструктивных особенностей установка сливного клапана возможно только на килеватый транец, в этом случае он находиться ниже уровня пайола. На плоскодонном транце практически бесполезен, ибо находится над пайолом и не позволяет слить воду полностью.
Дополнительная комплектация. Возможность наличия и установки на лодку различной дополнительной комплектации делает ее удобнее при эксплуатации. Например установка носового тента снижает забрызгивание и позволяет в условиях плохой погоды держать вещи сухими, особенно в лодках с малым диаметром баллона. Возможность установки стояночного тента превращает лодку в небольшую палатку, мягкие накладки на банки с дополнительной сумкой повышают комфорт и, в то же время, позволяют более рационально использовать пространство в кокпите лодки (снаряжение и всевозможные вещи можно сложить в сумку расположенную под банкой). Универсальные крепежные блоки позволяют устанавливать в лодку навигаторы, эхолоты и пр. и размещать спиннинги в специальных стаканах и т.д.
В заключении вступления хочу отметить, что при всем разнообразии представленных на рынке лодок эконом и лайт класса не стоит ориентироваться только на цену и вес, у лодки есть масса других, озвученных выше параметров влияющих на ее эксплуатацию. Решение о выборе той или иной модели всегда компромисс. Не стоит так же рассматривать новоиспеченные фирмы или модели лодок без всестороннего изучения, как правило в этом случае есть большая вероятность нарваться или на конструктивные недостатки лодки или на полное или ограниченное сервисное обслуживание или на недостаток дополнительного оборудования и аксессуаров.
Более подробно с моделями лодок можно на сайте http://poseidonboat.ru
Также, читайте по теме:
Преимущества лодок Посейдон
Ответственное хранение лодок
Выбираем пайольную лодку