Готовимся к рыбалке по первому льду

  Скоро первый лед и многочисленная армия «пингвинов» уже в предвкушении этого события точит крючки и готовит зимнее снаряжение. Но для того, чтобы первая зимняя рыбалка подарила массу положительных эмоций и не повлекла за собой, эмоций противоположной полярности, нужно  строго соблюдать меры  безопасности.

Чтобы понять, какую опасность в себе таит первый, еще не окрепший, а потому и опасный, тонкий лед, можно пойти двумя путями.
Путь первый – для рыбаков  и рыбачек, имеющих  отличную выдержку и самообладание, не подверженных порывам и страстям.  Отличительной чертой  такого пути и основным лейтмотивом, будет отсутствие  спешки с организацией  первого выезда на лед. Не стоит в этой  ситуации быть первопроходцем  и самому торить никем неизведанную тропу. Как бы  туда не тянуло желание почувствовать всю прелесть рыбалки по перволедью.
А терпеливо дождаться первых вестей с водоемов, к примеру, от местных или с сайта Питерского клуба рыбаков,  и, в первую очередь, информации о состоянии ледового покрова водоемов. И только, когда начнет поступать достоверная информация, что лед держит, начинать подготовку к выезду уже и самому. А первый лед начинает именно держать, а не предательски потрескивать при каждом шаге, когда он достигнет толщины 45-50 мм. Причем, такая толщина минимальна  не у стенок тростника, а именно вдали от этих стен, там, где происходит все самое интересное, где ловится  рыба. Но даже при такой толщине льда есть риск, что он не выдержит веса человека, особенно в месте сверления лунки.  А что будет, если к удачливому  рыболову  прибегут посмотреть его трофей и коллеги?  По-этому, лучше проявить благоразумие, и не рисковать, ваша рыба от вас далеко не уйдет.
Если стоят морозы, а точнее даже относительно небольшой минус, то лед  за пару – тройку дней  добавит еще один – три сантиметра  и сделает любое передвижение пешком по льду безопасным.
Есть путь второй,  говоря словами известного детского писателя  Григория Остера, который можно представить, как вредный  СОВЕТ.  Он, в первую очередь предназначен  для рыбаков недоверчивых, но вместе с этим  и рисковых, если не сказать больше – «безбашенных». Тех, кто готов везде первым торить тропу, которым не достаточно слов посторонних о возможно таящейся опасности.
Совет для тех, кто готов на личном опыте убедиться,  какой лед является опасным, а какой нет.  Для этого достаточно не выезжать далеко за город, а прийти или подъехать к любому пруду или карьеру с водой, находящемуся в городской черте, лишь только на нем появятся ледовые закраины.
Для подобных экспериментов желательно экипироваться соответствующим образом:
— во-первых, на вас должна быть ваша рыбацкая одежда – полный комплект. Для того, чтобы минимизировать попадание воды к телу, манжеты на брюках и на рукавах  должны быть хорошо затянуты. 
— для реальности происходящего, с собой можно взять  еще  и ледобур  и рыболовный ящик или рюкзак
— ну, а чтобы при проваливании под лед у вас были реальные шансы все же выбраться из полыньи самостоятельно, не забудьте спасалки .
  Если вы все же сомневаетесь в своих возможностях по выныриванию из-подо льда, то для подстраховки  прикрепите себе к поясу синтетический  прочный трос и другой конец дайте в руки вашему товарищу, который в этот момент будет стоять на берегу и наблюдать за вашими экспериментами. Руководить вашими действиями, подсказывать, что выбираться из полыньи следует не по ходу движения, а только! назад, на крепкий лед. Потому, как сообразить, куда идти  или двигаться  в подобной ситуации, весьма сложно. Заснимет  ваш  «заплыв» на фото, а еще лучше  — на видео.   А по  окончании теста, поможет быстро переодеться и даст согревающий напиток.
Подобные эксперименты обычно надолго закрепляют полученный ЛИЧНЫЙ опыт.
Слух оттачивается, запоминаются все характерные  особенности  и частотные характеристики трескающегося льда. А орган слуха при этом, как и у кузнечика, плавно перемещается в ноги,  и  уже не Ухо, а где-то в районе коленок или голеностопа, нога  начнет улавливать треск льда, который УЖЕ может быть ОПАСЕН. Но, который, в отличие от весеннего шипения льда в момент проваливания, все же,   за некоторое время до того, как провалиться,  своим  же треском предупреждает о последствиях следующего, уже опасного, а поэтому и не разумного шага.
Именно личный опыт дает возможность все прочувствовать  и осознать, что одно дело выбраться на лед, когда ноги нашли опору под водой и глубина в пределах метра – полутора, и совсем другое, когда глубина превышает рост. Хотя, если у вас нормальная рыбацкая одежда. Одежда, пошитая из мембранных тканей или даже из хорошей «пропитки», то провалившись в ней, ногами не удастся достать дна, «макнуться» получится чуть глубже, чем по пояс. Находящийся под одеждой воздух сработает, как поплавок. Но этот эффект очень кратковременный и для принятия решения и начала конкретных действий у вас  одна – две секунды. Потом пропитка начнет пропитываться уже водой и будет становится обузой, а это уже чревато….
Поэтому, если вы вышли на первый лед, и он у вас вызывает некоторые подозрения – сидите у прибрежного тростника, ловите свою рыбу и наблюдайте за происходящим вокруг. 
Если же вам не терпится уйти от тростника в глубину/это продолжение вредных советов/, постарайтесь по первому льду не делать этого в одиночку – только с товарищами и только гуськом, постоянно контролируя толщину льда контрольными отверстиями или пешней. В подобный путь не стоит пускаться  в сумерках, в туман, в снег и вообще при плохой видимости – надо четко ориентироваться на акватории. В том числе,  представлять себе ее участки, где возможны размывы льда из-за течений или подводных ключей, вблизи устьев рек или различных проток. И не стоит торить тропу в перволедье, когда на лед уже выпал первый снег и льда не видно.
  Если на пути в глубину встречается участок, на котором лед уже тоньше 40-50 мм, то не стоит идти дальше — продолжать испытывать судьбу, только назад по своим же следам.
При передвижении в группе, старайтесь держать дистанцию между рыболовами, хотя бы 7-8 метров. Такая дистанция с одной стороны, не позволит двоим влететь в одну и ту же полынью, а с другой – позволит кинуть провалившемуся спасательную веревку.     Передвигаясь в подобном режиме совершенно оправданным будет разместить  ящик или рюкзак со снаряжением не! на плече, а на лыжах или в рыболовном пластиковом  корыте.  Это позволит уменьшить удельную нагрузку на лед, рассредоточив ее и, в случае форс-мажора даст возможность товарищам для оперативной помощи.
  Еще больше рассредоточить нагрузку позволит дополнительное оснащение для передвижения по льду. Это могут быть и лыжи,  но с самыми элементарными креплениями в виде шлевок (хомутов), и финские сани, поставленные на лыжи / желательно – горные/ или монолыжа – ледовый самокат. Но, единственное, что можно порекомендовать использующим подобную технику – особенно не злоупотреблять ее проходимостью.
  Особенно осторожным нужно быть,  приближаясь к видимым промоинам во льду. Издалека  их можно заметить по характерному “парению”.  Подобные “парящие” открытой воды следует обходить минимум за  20-30 метров. Подмытый или просто тонкий лед может быть с любой стороны от подобной проплешины.
  Также внимательным и осторожным нужно быть, приближаясь к трещинам, особенно, если трещины “живые” или около них заметна вода на льду.
   Прежде, чем переходить через трещину, убедитесь, что за ней крепкий, прочный и достаточно толстый лед. Это можно сделать пешней или просверлив отверстие ледобуром, не переходя при этом, пограничный рубеж.
   Ну, и пожалуй, самое главное. Не стоит менять свою жизнь, на рыбу, какая бы толстая  и трофейная она не была.  Если об этом постоянно помнить, то тогда удастся избежать многих неприятных случаев.
  А перед рыбалкой полезно залезть в Интернет и на нижеприведенных сайтах посмотреть, есть ли все-таки лед в том месте, которое вы выбрали для предстоящей рыбалки.
 

Читать еще:  Спасительный карась или рыба с огромным потенциалом
 Ледовая обстановка с комментариями МЧС http://www.rtr.spb.ru/vesti/main/pogoda.asp А общее представление по ледовой обстановке, можно посмотреть здесь — http://rapidfire.sci.gsfc.nasa.gov/subsets/index.php?subset=AERONET_Toravere
 
 

 Владимир Соколов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *