Сегодня уже вряд ли удастся вспомнить того, кто первым запустил в «паутину» термин «КОМПЛЕКТ ЭГОИСТА», вроде бы ничего конкретного не озвучив, но при этом довольно ёмко обрисовав параметры лодки, наиболее пригодной для плавания и рыбалок в одиночку. А если учесть, что у каждого существуют любимые акватории, свой «ареал обитания», то станет понятна философская глубина и ёмкость этого термина.
Лодки НДНД – оптимальный выбор
В недалёком прошлом, обсуждая варианты таких лодок и моторы к ним, по большей части многие имели в виду наиболее распространённые тогда пайольные конструкции. Но идут годы, заметно расширяется спектр производимых судов, становятся популярными инновационные решения. И уже довольно много коллег-водномоторников, которые любят рыбачить или путешествовать в одиночку, склоняются к приобретению лодок, отличительной особенностью которых является отсутствие жёстких элементов на днище. Так называемые конструкции с НДНД – надувным днищем низкого давления – становятся всё более и более востребованными. И уже многие производители, чей имидж изначально был сформирован благодаря высококачественным судам с фанерным пайолом, налаживают серийный выпуск и лодок с НД.
Лодки компании «Альтаир»
Я особенно выделяю для себя одного из питерских производителей – компанию «Альтаир», за чьей продукцией внимательно наблюдаю почти 10 лет. Ещё когда эта фирма делала, что называется, первые шаги, уже было заметно, что к качеству своей продукции они относятся весьма серьёзно.
Эта тенденция сохранилась и в последующие годы, когда ими было принято решение о расширении линейки своих лодок за счёт выпуска НДНД. И здесь надо особо отметить, что альтаировцы не стали просто копировать чью-то удачную модель, а пошли своим путём, может быть, вначале и не очень простым, но принёсшим в итоге отличный результат. В одной из своих статей об этих лодках я уже упоминал, что их прототипом стали обводы «морской дротик», но с переложением на надувную конструкцию. И во всех моделях этой компании в большей или меньшей степени особенности данной конструкции наличествуют.
Если первыми были спущены на воду наиболее востребованные в рыбацких кругах корпуса длиной 360 и 380 см, а чуть позднее – и 4-метровые, то впоследствии, анализируя отзывы клиентов, в компании пришли к выводу, что нужны и маленькие лодки.
Первый дебют
Первый выход корпуса «Альтаир 320 HD» состоялся ещё в конце октября прошлого года. Так как лодка изначально позиционировалась именно как «комплект эгоиста» для относительно большой воды, в её конструкцию были заложены и соответствующие ТТХ. Баллон имеет переменный диаметр с 400 на форштевне до 440 см от миделя и до концевиков. Фактически переход диаметра происходит в области мембраны. Поэтому лодка получила совсем «лёгкий нос», что значительно улучшает всхожесть на волну, и довольно длинную часть баллона, которая обеспечивает уникальную остойчивость в статике и хорошую защиту кокпита от боковой волны.
Будучи в этой лодке, постоянно ловишь себя на мысли, что находишься далеко от воды, в отличие от ощущений, которые испытываешь в одноразмерных лодках других производителей.
Рассмотрев различные формы днища, разработчики «Альтаира» решили не делать выраженные килеватые обводы. В то же время совершенно плоское днище – тоже не самый лучший вариант. Поэтому появился некий компромисс – упрощение «морского дротика». Чуть изменена форма и уменьшена высота сегмента в диаметральной плоскости. Также несколько модифицирована форма боковых скегов. Подобные трансформации позволили сохранить высокую курсовую устойчивость и вместе с этим не добавили валкости в статике. Лодка на воде ведёт себя аналогично «старшим» моделям: у неё отменная управляемость, отсутствие «зарыскивания» при ходе по волне и против неё. Вместе с этим подобная форма днища несколько облегчила выход на режим глиссирования под моторами небольшой мощности и позволила шкиперу весом под центнер на 5-сильном моторе легко разгоняться до 30 км/ч. Корпус получился с завидно высокими гидродинамическими качествами.
Во время первых испытаний, проходивших на закрытой от волн акватории, дул ветер, порывы которого превышали 15 м/с. Старт на любых курсах при таком ветре особой трудности не представлял, даже если шкипер слезал со своей банки и размещался на днище вблизи самого транца.
Особенности
Днище лодки, можно сказать, палубное покрытие, удалось сделать почти плоским. Перемещаться по нему очень удобно, и уборка его после рыбалки особой сложности представлять не должна. Если плавание начинается в песчаных местах, то для таких условий разработчики предусмотрели вкладывающийся коврик. Вся грязь остаётся на нём.
Транец лодки установлен на трансхолдерах и имеет толщину 18 мм. В качестве дополнительной защиты от механических повреждений сверху него наклеен П-образный профиль. Транец рассчитан на максимальную мощность ПЛМа до 10 л.с., но при условии, что объем не привышает до 225 см3. Скорость под такой мощностью будет уже за 40 км/ч, что потребует не только отработанных навыков управления, но и умения почувствовать норов лодки, особенности её поведения на воде. Правда, если с банки перебраться на палубу, что сделает езду более комфортной, желание «позажигать» лишь возрастает.
При длине кокпита 2230 мм в лодке отлично размещается один рыбак со своими многочисленными приспособами, будь то удочки или спиннинги. Во время коротких выездов в кокпите может поместиться и второй член экипажа, правда, не очень габаритный.
Но под такой вариант выездов в линейке лодок «Альтаира» с НДНД появилась и ещё одна модель – 330. Так как шаг совсем небольшой, разработчики создали новый корпус путём линейного удлинения предыдущей модификации, что вполне оправдано. Благодаря такой трансформации лодка тем не менее не перестаёт быть «комплектом эгоиста», но уже с возможностью увеличения экипажа.
На обеих лодках сохранён традиционный для «Альтаира» набор фурнитуры. Есть возможность в качестве опции установить носовой тент. Совсем не лишними будут также опционные дополнительные рым-петли внутри кокпита для раскрепления рыбацкого снаряжения.
Принадлежность к категории «эгоистов» эти маленькие «Альтаиры» подтверждают и своим весом. С учётом всех комплектующих он не превышает 28 кг. Переноска такой лодки вполне по силе мужчине любых физических кондиций.
К новому сезону «жидкой» воды компания «Альтаир» подготовила достойные новинки, которые смогут оценить любители водномоторных поездок и рыбаки с лодки.
Владимир Колгин