Год назад был реализован автономный поход по Южному берегу Финского залива протяжённостью 7 суток. На борту лодки «425 Альтаир HDHD» был запас топлива и пресной воды, из еды там находилась только соль, а на берег выход был запрещён.
Но в данной статье речь пойдёт не о том, как выживать, а об оснащении лодки и вариантах её обустройства для комфорта человека при нахождении в кокпите судна на протяжении длительного времени.
Длина лодки
Много лет я пользовался лодкой 3,8 в пайольном исполнении. Но пришло время, когда на рынке появились лодки НДНД, у которых много своих плюсов: общий вес комплекта, простота сборки и разборки и т.д. Конечно, не совсем корректно сравнивать пайольную и НДНД-шную лодки, к тому же большую роль играют личные пристрастия – ведь каждый имеет своё мнение и свои предпочтения. Но главное, что объединяет эти лодки – мобильность, простота сборки и хранения, а также надувные борта. Именно благодаря надувным бортам мы имеем большой запас плавучести. Но за счёт объёма воздуха съедается пространство в кокпите. Поэтому происходит рост судна (имеется в виду смена лодки) в длину и ширину. И если она перевозится в машине в свёрнутом виде, нас ждёт ограничение по весу. Примерно так произошёл мой «рост» – вполне осознанно я остановил свой выбор на судне длиной 4250 мм – эту лодку (отдельно «шкуру») я могу перемещать в одиночку, например из гаража в машину и т.д.
Освоение пространства в кокпите лодки
Поскольку у нас полезная площадь отдана плавучим блокам, надо придумывать всевозможные варианты, как расположить рыбацкое имущество в ограниченном пространстве. Об этом и пойдёт речь ниже.
Бензобак почти во всех надувных лодках расположен в корме, рядом с транцем. В этом месте он меньше подвержен качке, к тому же многие его фиксируют ремнём. Если удлинить шланг, то можно ставить бензобак и в носовой части – это для случаев, когда требуется распределение веса по всей длине судна.
Раз уж коснулись темы ремней, должен упомянуть ещё об одном: всё, что может двигаться, надо фиксировать либо к бортам, либо к днищу. Особенно это важно, если экипаж попал в шторм и переждать его нет возможности. Хорошо закреплённые вещи не окажутся возле ног капитана, к тому же ему в этот момент лучше не разражаться, а держать судно на правильном курсе.
Для ремней нам нужны точки крепления; как правило, в этой роли выступают полукольца. Они могут быть отформованы или же сделаны из ПВХ-ткани со вставкой полукольца. Я для себя их «открыл», это называется – «вошло». Вроде, тысячу раз видел, но не пользовался! Теперь у меня в лодке внутри кокпита на бортах их достаточное количество, чтобы обеспечить надёжную фиксацию рыболовных принадлежностей.
Вещи можно располагать внутри кокпита, на баллонах сверху или снаружи. Если рыболовный скарб упакован в герметичные баулы и, например, организуется длительная стоянка с ночлегом непосредственно в лодке, надо понимать, что спать сидя не все могут, да и тело не получает полноценного отдыха в такой позе. А постелить коврик на дно лодки и вытянуться в полный рост – это будет просто замечательно: вы обеспечите себе хороший отдых и сон. За это стоит побороться, ведь усталость накапливается и организму требуется расслабление.
Подготовка лодки к рыбалке
У нас возникают две потребности – удобство и надёжное расположение спиннингов во время рыбалки и при переходах. Хранителями удилищ являются стаканы. Существует огромное количество видов этих приспособлений, и мест для их крепления также предостаточно – на транце, на баллонах, тарге, ликтросе или на днище. Основная цель стаканов – освободить руки рыболова и пространство в кокпите для совершения манёвров при вываживании рыбы.
Не менее важным является и крепление подсачка. Сколько их было потеряно – не счесть! А всё потому, что место для его крепления надо тщательно выбирать. Он должен быть плавающим и по возможности заметным. Для обучения детей используют специальные надувные элементы, которые надеваются на руки ближе к плечам, и, как правило, они ярко-красного цвета. Вот такое приспособление я нацепляю на ручку подсачка во избежание потерь.
Наиболее распространённым является крепление стакана на УКБ (универсальный крепёжный блок), который можно перемещать по ликтросу. Всё мне нравится в УКБ, кроме одного – во время волнения удилище в стакане сильно раскачивается, так как присутствует свобода движения вверх. Убрать этот люфт можно с помощью наклеенного под УКБ полукольца, жёстко стянутого с ним ремнём. Нелишним будет и фиксация удилища резинкой. Фото резинки прилагается.
Очень часто крепление стаканов организовано на банке – ведь можно вместо одного стакана поставить тройник. У компании Scotty, например, есть такой девайс. К нему можно докупить высокое крепление стакана, чтобы разнести удилища по высоте. Впрочем, чаще всего это актуально при ловле на кораблики (минипланеры). У моего товарища есть компактно собранные на одной планке пять стаканов. Он пользуется этой системой более 15 лет – и ни одного нарекания. Кстати, именно от него пошла идея фиксации удилища резинкой, т.к. была очень высока вероятность того, что в прыжке на сильной волне во время перехода удилище может выскочить из стакана. Такой случай однажды произошёл со мной – удилище до сих пор покоится на 30-метровой глубине на одном из озёр.
В двух наших экипажах реализовано необычное размещение стаканов на вертикальной штанге. Эта идея была заимствована у американских рыбаков. В том числе она использована компанией Scotty – модель 333 BK. Кому не лень, поищите в интернете, но там цена кусачая – поэтому мы сделали собственную конструкцию. Отмечу, что, пользуясь данным типом расположения стаканов, мы считаем его оптимальным для себя. К тому же на верху этой трубы крепятся антенна от рации (самая высокая точка в лодке, и штанга работает как противовес; кто в теме – поймёт) и топовый огонь. Как вариант, можно на этой конструкции разместить не только топовый, но и ходовые огни. Это немаловажный пункт, так как в тёмное время суток ходить без огней считается серьёзным нарушением, к тому же подобное поведение вызывает негативную реакцию коллег, которые вас замечают в самый последний момент. Последствия такой нештатной встречи – не лучшие воспоминания о рыбалке с обеих сторон.
Самое простое и доступное решение по организации ходовых огней – приобрести влагозащищённые модули на 12 вольт. Они выпускаются в красном и зелёном цветах. Решая данную задачу, я применял и обычный белый со светофильтром, но проще купить цветной. К тому же есть вариант RGB: подключая разные провода к источнику питания, получаем нужный цвет. Именно такой вариант использую я, и разместил я их на тенте. Друзья отметили, что мои ходовые огни видно за несколько километров, а со 100 м – и в тумане.
Андрей Спирин