Свалившаяся на наши головы напасть с коронавирусом, немного изменила планы многих на рыбалку и отодвинула срок принятия решения о приобретении новой лодки для своего любимого увлечения. Понятно, что это не добавляет положительных эмоций, но, с другой стороны, отпускает еще немного времени, чтобы взвесить все «за» и «против». Особенно, если учесть тот факт, что благодаря относительно теплой зиме многие производители не отдыхали и на лаврах не «почивали».
А готовились, создавали что-то новое, воплощая и свои идеи и, не забывая при этом, пожелания своих клиентов. Ведь идя именно таки путем можно получить интересный продукт, как с точки зрения его технических характеристик, так и потребительских свойств, который будет успешно реализовываться. Ведь иногда даже небольшое изменение в характеристиках очень заметно повышает спрос на такую продукцию.
Этой зимой довелось поучаствовать в нескольких испытаниях, которые проводись нашими известными производителями. Среди них были компании Альтаир и Флинк, в линейке которых различная продукция надувных ПВХ лодок. И посмотреть на что способны алюминиевые лодки известного Питерского бренда «Беркут».
Начну с Флинка… Лодки этого производителя известны уже давно. Но последнее время среди новинок хочется выделить лодки условной категории «эгоист». С которыми довольно легко может обращаться и один, средних физических кондиций мужчина. И на которых вполне возможно половить у бережка и вдвоем. Мореходные качества которых вполне позволяют «высовываться» даже в Ладогу и Балтику.
Одна из этих лодок FLINC FT320A c килевым НДНД «каталась» как раз в районе крепости Орешек … и по Неве, против не очень приятной короткой волны, и выходя в Ладогу… Правда, от Орешка далеко не уходили, но, тем не менее, даже этого вполне хватало, чтобы почувствовать крутой нрав Ладоги. И с одним шкипером и с матросом. Под разными моторами, начиная от 3 и до 9,8 лс. Исходя из основных размерений корпуса (3,2 Х 1,42 м и диаметре баллона 0,39 м), максимально разрешенным на него будет мотор 6 лс. Но, испытания и на почти 10 лс лодка выдержала успешно.
Что хочу выделить особо? … Это очень хорошо отработанную форму надувного днища. Многие производители делают подобные лодки плоскодонными, а ФЛИНК решил сделать обводы с небольшой килеватостью. Чем обеспечил и прекрасную управляемость, и мягкость хода по небольшой волне и, вместе с этим достойные скоростные показатели и остойчивость в статике. Получается, что в статике лодка лежит на воде на баллонах, а при глиссировании воды касаются лишь около 1/3 части баллона. И тут уместно сказать, что под мотором Ямаха 3, лодка выходит на режим глиссирования даже с весом шкипера чуть более 80 кг.
Не сидели сложа руки и ребята из Альтаира… В этом сезоне обкатаны уже два новых корпуса в размерениях 4,0 и 4,25 метров. Расширение модельного ряда их корпусов с НДНД (надувным днищем низкого давления), как и на всех предыдущих лодках, происходило благодаря созданию новых обводов, а не пропорционального увеличения меньших. Такая практика, как показывает их опыт, дает лучшие результаты. В этих лодках сохраняется общий стиль – мотивы обводов «морской дротик».
Проведя на лодках Альтаир, начиная с моделей 360 и 380 несколько рыбалок в прошлом сезоне и покатавшись на больших размерах уже в этом, могу сказать, что благодаря подобным обводам, производителям удалось «поймать сразу двух зайцев». А может быть даже и трех, … если не больше. При езде с одним шкипером под мотором 9,9 лс с некоторыми (понятными) доработками, это может быть и спортивным «болидом». Так как скорость по гладкой воде оказывается в районе 50км/час. За счет того, что днище начинает на этих скоростях «продуваться», его гидродинамическое качество вполне сравнимо со спортивными судами.
Вместе с этим, скеговые элементы, расположенные в кормовой части, обеспечивают отличную курсовую устойчивость и превосходную управляемость во всем диапазоне скоростей.
Появление второго члена экипажа на борту снижает скорость совсем не намного. И что бросается в глаза, при загрузке лодка мало чувствительна к тому, как эта загрузка располагается. То есть, лодка прощает ошибки начинающих, которые не очень обращают внимание на понятие – оптимальный ходовой дифферент.
Эти же скеги, если лодка движется в режиме троллинга, обеспечивают хорошую курсовую устойчивость и в этом режиме. А если кто-то задумает половить на спиннинг сплавом, то благодаря опять же скегам, лодка всегда единообразно ориентируется по ветру.
Получилось, что лодка и под любую рыбалку и под покатушки. А если есть желание и «позажигать», то подобрав оптимальный подвес мотора и винт с шагом 11′, 12’ или 13’, в зависимости от мотора, можно разогнать лодку и за 50 км/час. Что ставит ее на уровень самых скоростных отечественных моделей.
И несколько слов о жестких корпусах…
В прошлом сезоне довелось немного пройтись и порыбачить на лодке приятеля – Беркут.
Лодка изначально «затачивалась» под троллинг на Онего, поэтому понятно, что без жесткой «крыши» над головой такие задачи не решаются. Когда лодка еще только готовилась хозяином и на нее ставилось необходимое оборудование, было вскользь высказано мнение о том, что катер несколько тяжеловат для своих размерений и для раскрытия всего заложенного в него потенциала, требует максимально разрешенного двигателя. Не всем же гоняться, но, как говорится – хозяин барин. И на транце появился максимум по мощности. Когда оказались на воде, то для того экипажа, мне показалось, что такая мощность избыточна. Крейсерский, а значит и самый экономичный ход, был чуть ли не на половинном положении «сектора газа». Как я понял из объяснений хозяина, пару рыбалок в году он планирует дальнюю заброску лагеря, где и потребуется вся мощь мотора.
Но, как выяснилось, есть и еще один момент, который подталкивает к навеске более мощного мотора. Это чуть больший вес корпуса среди аналогов. Кто-то может посчитать, что это совершенно лишнее, но… шкиперы у нас разные и за штурвалом корабля ведут себя по-разному. Но, любой производитель, должен иметь это в виду, делая прочностные расчеты своего корпуса.
Тем более, что расчеты – расчетами, а для получения Сертификата соответствия, их корпус должен выдержать и такие испытания… См. кинограмму сброса корпуса с паспортной загрузкой с высоты 3 метра.
Я думаю, что при выборе жесткого корпуса для рыбалки, подобное испытание дает максимальную гарантию того, что выбор сделан правильно.
Владимир Колгин