Казалось бы, ещё совсем недавно мало кто из владельцев небольших лодок высказывал озабоченность в связи с электрооборудованием своих лодок. ГИМС МЧС вписывал фонарик белого огня в судовой, и этим всё, как правило, ограничивалось.
Те же, у кого мотор стоял стационарно, тоже особых забот обычно не выказывали. Стартерный аккумулятор, генератор или катушка в моторе за глаза обеспечивали всех бортовых потребителей: и запуск мотора, и ходовые огни. Некоторые подключали в эту сеть ещё и мощную лампу-фару. А отдельные любители музыки – целые музыкальные центры. Но, напомню, это всё, как правило, работает при наличии довольно мощных источников тока на стационарно поставленном моторе и аккумуляторе.
Сейчас же положение на воде и рядом с водой заметно изменилось. Появились новые, значительно более мобильные конструкции лодок, таких как ПВХ, которых стало подавляющее большинство. А самое главное, на таких лодках появились новые, не известные ранее, потребители электроэнергии.
Лет 15–20 назад мало кто из отечественных рыбаков-любителей слышал о применении эхолокации в спортивном и любительском рыболовстве. И если простенькие и, соответственно, не очень «прожорливые» эхолоты иногда могут обойтись чуть ли не «пальчиковыми» батареями-аккумуляторами, то более мощные, более продвинутые, в том числе и картплоттеры, совмещённые с эхолотом, излучающие в импульсе уже киловатты, потребуют для своей работы гораздо более мощных источников.
Сегодня всё вышеназванное стало практически обязательными атрибутами рыбацкой лодки, выходящей на большие акватории. И дело не в том, что это престиж или дань рыболовной моде. Прежде всего – это безопасность на воде! Ну, а уже потом – реальная помощь в рыбалке. Обзоры этих приборов с завидной регулярностью, по мере обновления модельного ряда, появляются на страницах СМИ рыболовной (и не только) направленности. А вот тот факт, что оба прибора – это потребители электроэнергии, пока обходился стороной, особенно в таком аспекте: как её добыть на небольшой лодке рыбака? Как сохранять? Как возобновлять?
Вот об этом, а также о возможных вариантах оснащения лодок электрооборудованием и пойдёт речь…
На современных импортных моторах такая возможность, как запитать бортовую сеть, предусмотрена уже на ряде моделей, начиная с мощности 4 л. c. Причём производитель допускает, что на этих маленьких моторах будет сниматься мощность до 50 Вт / 4 А при 12 В. C ростом мощности мотора, естественно, повышается и величина снимаемой электрической мощности. Но даже 50 Ватт вполне хватит и для работы «бортовых навигационных систем», и для ходовых огней в тёмное время суток, и для кратковременного подключения небольшой лампы-фары при поиске места швартовки, и для систем подзарядки аккумуляторов мобильного телефона или раций.
Как можно этим воспользоваться?
Современные маломощные двигатели могут быть оборудованы при производстве или дооборудованы штатной катушкой света (маломощным генератором) и выпрямителем. Мощность таких устройств колеблется от 40 до 80 Вт, чего вполне достаточно для питания разнообразного электрооборудования и (или) зарядки небольшого аккумулятора. Небольшое замечание: категорически запрещается питать электронное оборудование напрямую от генератора, даже оборудованного выпрямителем – это может привести к нестабильной работе электроники или даже к выходу её из строя. Питать такие устройства рекомендуется (!) через буферный аккумулятор, ёмкостью не менее 20 А·час, причём необходимо обеспечить надёжное соединение генератора с клеммами аккумулятора. Если аккумулятор имеет меньшую электроёмкость (многие используют герметичные и необслуживаемые аккумуляторы ёмкостью 7–12 А·час от источников бесперебойного питания), то для его стабильной зарядки и нормальной работы бортовой электроники в цепи необходимо иметь стабилизатор напряжения или ограничитель.
Если ваш двигатель не был изначально оборудован катушкой света – не беда, эти детали не являются дефицитом и достаточно легко приобретаются. Подробности самостоятельной сборки и монтажа подобных схем на самые разные моторы имеются на многих профильных сайтах в сети. Подобную инсталляцию можно произвести и в сервисных центрах, которые специализируется на обслуживании ПЛМов.
В зависимости от того, для каких целей используется лодка, может несколько отличаться и список возможных потребителей электроэнергии и, соответственно, устройств, её запасающих. Одно дело, если на лодке совершаются только однодневные выезды в места, где не требуется подключать большое число потребителей, и совсем другое, если это какая-то дальняя поездка, скажем, в Карелию или на Кольский, где лагерная стоянка будет работать неделю, а то и больше в совершенно автономном режиме. Что, понятно дело, потребует более детальной проработки списка потенциальных потребителей и того, как и откуда взять необходимую энергию для подзарядки.
Хотя за примерами даже и ездить особо далеко не надо. Даже на южном побережье Ладоги не везде есть мобильная связь. А не выключенный телефон в режиме поиска базовых станций начинает очень активно сажать свой аккумулятор. За прошедшие годы несколько раз приходилось выручать коллег, которые приехали с одной ночёвкой на остров Птинов со стороны Дубно и оказались и без связи, и без навигации, так как они пользовались картами, загруженными на смартфон, который садился за сутки, а возможности его подзарядить на борту предусмотрено не было.
Поэтому краткий список возможных потребителей энергии на борту небольшой лодки при плавании в акваториях Ладоги и Финского может в себя включать:
• эхолот,
• GPS-навигатор,
• бортовые (ходовые или стояночный) огни,
• небольшая лампа-фара,
• устройство для подзарядки телефона, рации.
Исходя из этого минимума, уже можно и планировать общую схему организации электропитания. Личный опыт, а также опыт очень многих пользователей различных по конструкции и размеру ПВХ-лодок, говорит о том, что наиболее удобно и компактно все приборы, аккумулятор и соединительные провода с соответствующими разъёмами возить с собой в отдельном плотно закрывающемся ящике. Который в лодке ставится у транца и не мешает процессу рыбалки, либо является подставкой для эхолота-навигатора или картплоттера и в плавании ставится рядом со шкипером, но вне зоны работы со спиннингом или подсачеком.
Владимир Колгин