Хотя до летнего сезона ещё не близко, особенно до законного разрешения ловли с лодки под мотором, но начинать готовиться надо уже сейчас. Эта статья в первую очередь адресована новичкам, делающим свои первые шаги в рыбалке с лодки.
Итак, что для этого нужно. Для начала стоит заглянуть в свой судовой билет. Если же судового билета нет, об этом тоже стоит задуматься. По существующим законам не подлежат регистрации следующие виды плавающих средств: безмоторные плавсредства меньше 20 м длины; безмоторные лодки, весящие вместе с оснащением меньше 200 кг; безмоторные лодки с количеством посадочных мест меньше 12; лодки с перечисленными значениями, на которых установлены двигатели меньше 8кВт или 10.88 л.с. Такими лодками можно пользоваться на всех водоёмах России без документов о регистрации в ГИМС. Соответственно, если ваша лодка не подпадает под эти параметры, то её обязательно нужно регистрировать в ГИМС, со всеми вытекающими последствиями.
Вместе с регистрацией обязательно прохождение ТО, теперь это нужно делать раз в пять лет с момента регистрации. Причём если судно проходит перерегистрацию, например, в связи с продажей, то оно также и проходит ТО, и пятилетний срок начинает отсчитываться именно с этого момента. Теперь по правилам ТО проходит в два этапа, сначала на воде, а затем на суше. Конечно, инспектора, этого не всегда придерживаются, но быть готовым к этому надо.
Далее немного о правах. Они требуются на любое судно, оснащённое мотором мощностью свыше 5 л.с. И грузоподъёмность судна не имеет никакого значения – только мощность мотора. В случае отсутствия прав вам обязательно выпишут штраф, а также имеют полное право отбуксировать вашу лодку на специальную штрафстоянку.
На данный момент ещё есть время привести всё в порядок и выходить на водоём, как говорится, с чистой совестью.
Если все документы в порядке, то смотрим в судовой билет и оснащаем лодку всем тем, что там указано. Конечно, не все пункты имеет смысл выполнять, например, в моём судовом билете на РИБ длиной 4.5 м прописано наличие двух спасательных кругов. На мой взгляд, требование несколько неадекватное, и на практике вполне достаточно спасательных жилетов, которые также там указаны. Даже если бы возникло желание приобрести эти круги, держать их попросту негде, поскольку место в лодке крайне ограничено. Также в судовом билете прописано наличие «конца Александрова», сигнальных ракет двух цветов, красного и белого, и черпака. Для движения в тёмное время суток обязательно наличие сигнальных огней.
Теперь немного поподробнее обо всех этих требованиях. Начнём с самого, по моему мнению, главного – спасательного жилета. В продаже их огромное количество, как отечественного, так и импортного прохождения. Все жилеты отличаются по грузоподъёмности, начиная с детских моделей, рассчитанных на 20–30 кг, и заканчивая жилетами с грузоподъёмностью свыше 160 кг. Все жилеты сделаны по одному принципу: под подкладку вставлен специальный материал, в основном используется пенополиуретан, именно он и держит попавшего в воду человека на поверхности.
Основные требования к спасательному жилету таковы. Он должен надёжно фиксироваться на теле и при этом не мешать движениям, так как попадание в воду – это редкий случай, а вот ловить рыбу в нём приходится целый день. При попадании в воду спасательный жилет должен оставаться на теле и ни в коем случае не соскакивать. А это может произойти, и жилет может оказаться над головой, если все ремни не будут правильно застёгнуты или не выдержат заданных нагрузок. Поэтому все пряжки, застёжки, замки-молнии и прочие крепления должны выдерживать максимальные нагрузки, при этом не расстегиваясь и не ломаясь. Любое свободное движение спасательного жилета на теле не допускается. Спасательные жилеты должны удерживать пловца в состоянии лицом вверх, даже если он в бессознательном состоянии. От этого зависит выживание человека. Находясь без сознания, пострадавший не имеет возможности использовать страховку и может находиться в воде довольно долго. Для таких случаев многие спасательные жилеты имеют подголовник.
По требованиям ГИМС спасательный жилет должен иметь: сигнальный яркий цвет материала, светоотражающие полосы, свисток, подголовник. А также жилет должен иметь сертификат прохождения испытаний ГОСТ.
Те жилеты, которые продаются в магазинах, не всегда соответствуют названным требованиям, чаще всего это относится к импортным изделиям. Хотя, конечно, внешний вид у них предпочтительней наших. Такие жилеты редко сертифицируются, в основном из-за того, что это экономически не выгодно, и относятся к категориям поддерживающих. Многие рыбаки предпочитают именно такие изделия – в основном из-за их внешнего вида и довольно удобного функционала. Обычно они оснащены большим количеством карманов, что на рыбалке просто необходимо. Если вы решили приобрести такой жилет, то советую испытать его в подходящих условиях, а то может возникнуть ситуация, что вы приобрели не спасательный, а разгрузочный жилет, который только и может что сам себя держать на воде, а вот с человеком уже тонет и, соответственно, не выполняет свою функцию. Среди отечественных жилетов также попадаются модели с большим количеством карманов, то вот по внешнему виду они всё же значительно уступают импортным. Зато они точно выполнят свои основные функции, и в такой экипировке вы точно не утонете.
Небольшой совет по использованию спасательного жилета. Необходимо застегнуть его на все предусмотренные застёжки и молнии и затянуть все боковые стропы. После этого спасательный жилет должен сидеть плотно, но, тем не менее, не мешать движению. Необходимо проверить затяжку спасжилета, вытянув руки вперёд-вверх и попросив кого-нибудь подёргать жилет вверх за плечевую часть жилета. Если он сползает вверх, нужно затянуть паховые и торсовые стропы сильнее, иначе поток воды, когда вы в нём окажетесь, сорвёт ваш незатянутый спасжилет через голову. Подбирайте размер жилета в зависимости от погоды: в холодную погоду его придётся надевать на тёплую одежду, что потребует увеличения размера. Если жилет имеет боковые регулируемые стропы, то вы с этим справитесь, а вот если он будет рассчитан на определённый размер, то это вызовет проблему с его застёгиванием.
Ещё одним средством спасения является комбинезон-поплавок, на мой вкус, самое лучшее средство в нашем климате. Он позволяет не только спастись при несчастном случае, но и оставаться сухим во время рыбалки в любых погодных условиях. В правилах ГИМС разрешение на использование таких комбинезонов нет, по крайней мере я не нашёл, но при проверке документов и нахождении в таком костюме вопросов у инспекторов никогда не возникало. Многие производители выпускают так называемые «дышащие» модели, по факту это не совсем так, и на ходовую рыбалку они абсолютно не рассчитаны. Но зато для рыбалки в лодке они подходят идеально. Тот комбинезон, которым я сам пользуюсь, я испытал и остался полностью доволен. Если вы приобретаете такой костюм, особенно малоизвестной фирмы, то и вам рекомендую его испытать, чтобы подстраховаться от любых непредвиденных ситуаций.
Далее в списке идёт «конец Александрова» – это, по сути, полипропиленовый шнур с незатягивающейся петлёй на конце и поплавком. Его забрасывают в воду для более удобного вытаскивания попавшего туда человека. Хотя он и применяется крайне редко, но вещь в целом необходимая, и пренебрегать её приобретением не стоит.
Аналогично стоит поступать и с сигнальными ракетами и фальшфейерами – они тоже не входят в перечень постоянно используемых изделий, но могут потребоваться в любой момент. В крайнем случае их просто можно зажечь, под хорошее настроение.
А вот черпак входит в перечень постоянно используемого оборудования. Пусть даже ваша лодка оборудована помпой, она не всегда справляется, да и, вообще, может выйти из строя. А уж если помпы нет, то черпак – это точно одна из наиважнейших деталей, особенно в сильный ветер и дождь. Черпак можно изготовить из подручных средств, например из пятилитровой канистры из-под незамерзайки, а можно и купить.
Если всё вышеперечисленное у вас есть, то смело можете выходить на воду в лодке, естественно, дождавшись на это официального разрешения.
Максим Ефимов