Излишняя осторожность на воде не помешает…

Флагман320L-3 …И зима этого года не порадовала любителей подледного лова, преподнеся неприятный сюрприз из-за своей длительности, а теперь и весна творит что-то необъяснимое. Уровень воды в Ладоге очень низкий. Не буду даже и пытаться проанализировать причины, не буду пытаться отобрать хлеб у профессиональных гидрологов, отмечу лишь факты, касающиеся южного побережья. Если еще в Новоладожском канале это не очень заметно и не критично, то уже в протоках или при выходе из них, водномоторников могут поджидать «затаившиеся » на небольшой глубине камни — заклятые друзья винтов, редукторов, а иногда и дугих частей вашего мотора. Поэтому, пользуясь случаем, выскажу отдельные рекомендации, которые кому-то позволят избежать неприятностей, а кому-то помогут их минимизировать.

Начну, на мой взгляд, с самого главного – оснащения рыбацкой лодки, а точнее, двух самых важных атрибутов. Первый это GPS- навигатор, надеюсь, что санкции вряд ли коснутся это вида услуг. А второй – эхолот. Нет особой необходимости в каких-то дорогих и навороченных моделях, для начала вполне хватит и совсем бюджетных моделей в пределах 5-6 тысяч рублей. Если он четко показывает глубину под лодкой, то это позволит спокойно передвигаться по водоему, а активную рыбу стоит искать там, где есть «пятна» теплой воды, отличаюшиеся от остального фона на 2-3 градуса. Сейчас почти все выпускаемые модели эхолотов снабжены встроенными в датчик сенсорами. Если все это уже в вашем арсенале, то, дождавшись 20 июня (когда рыбакам можно по Ладоге передвигаться под моторами) – вперед, на рыбалку.

Но, из-за природных анамалий, даже в знакомых местах отчаливать от берега лучше всего на веслах. И лишь когда эхолот покажет 1 метр и более, заводить и включать на передачу мотор. У водномоторника уже должен быть выработан определенный алгоритм поведения на борту.

Читать еще:  О лодках, моторах, реках и озерах

Жилет одевается еще на берегу на все замки, включая паховый.  А вот «чека» пристегивается к запястью или к жилету сразу же после посадки в лодку. И в этом стоит лишний раз убедиться. На запястье страховка крепится в случае, если предстоит только переход по воде . А вот если вторым действием будет рыбалка, то лучше иметь на жилете петлю или шлевку под карабин «чеки». Ее сработка тогда будет происходить именно в экстремальных случаях, давая вам некоторую свободу рук и возможность перемещаться в кормовой части кокпита. Следующий важный момент – эргономика, это насколько вам удобно сидеть на месте шкипера, насколько удобен обзор. Сразу же удалить или подвинуть то, что сужает или перекрывает по ходу движения поле вашего зрения. В качестве вспомогательных средств, отлично выполнят свою роль бейсболка с больши козырьком и удобные поляризационные очки сумеют защитить вас не только от солнца и неприятных бликов от воды, но и ваше лицо и глаза от летающих над водой различных насекомых, начиная от мелких мошек и до крупных жуков.

Смарт-310к-2Затем смотрим, чтобы все члены вашей команды расселись по своим местам и удерживаются за специальные ручки или элементы леерного ограждения. И только после этого, поехали…причем, предупредив о своем намерении всю команду.

Чтобы вспомнить навыки управления, которые несколько утратились за зимние полгода, первый старт и разгон лодки должны быть плавными, чтобы вы и команда сумели адаптироваться к непривычным условиям водного путешествия. В начале пути старайтесь избегать резких маневров. Почувствуйте поведение лодки во всех режимах движения, как по гладкой воде, так и по волне. Не стоит постоянно ездить в «полную тапку», это не здорово для мотора. С другой стороны – это далеко не самый экономичный режим перемещения.

Читать еще:  Безопасность поведения на воде

Наиболее же экономичный режим движения на ПЛМ (подвесном лодочном моторе) — это режим ⅔ — ¾ газа. Разница в скорости и времени прихода судна в точку назначения будет исчисляться минутами, а вот расход бензина ощутимо меньше. Как всегда, весной в Новоладожском канале появляется несколько «топляков». А на Ладоге, опять же, из-за мелкой воды, несколько незнакомых камней.

Если принять скорость глиссирования за 25 – 26 км/час, то это значит, что лодка передвигаясь со скоростью около 7 м в секунду и не имея тормозов, дает очень времени шкиперу на принятие решения и активные действия. Поэтому, сейчас особенно, не стоит спешить. Если глубина под килем, не то что, семь футов, а значительно меньше, не стоит испытывать судьбу, снижайте газ, переводите мотор в положение «мелководного привода» — отодвинув его от транца. Тем самым, мы снизим вероятность любого повреждения двигателя, если удар и будет, то он будет по касательной и в дейдвуд. Вероятность, что достанется и винту очень мала. Когда же вы наконец вырвались на оперативный простор, не спешите с резким набором газа. Двухметровая изобата находится не очень близко к берегу, а все что до нее, имеет «засады» в виде неизвестных камней.

Есть и еще один момент, о котором стоит сказать. Опять же, из-за обмеления, волна в прибрежной зоне идет с чуть более крутым передним фронтом, и эту ее особенность следует учитывать владельцам особенно небольших лодок.

Следует помнить, что резкий набор скорости, особенно против сильного ветра и волны с незагруженным носом, чреват переворотом через транец. Резкий сброс газа, особенно при ходе по волне, грозит догонной волной и переливанием ее через транец.

Читать еще:  Лодки Гладиатор в Петербурге!

Первый выход на воду под мощным мотором, первое ощущение скорости в режиме скольжения, упругий встречный поток пьянящего воздуха — для начинающих это сродни состоянию свободного полета. Человек находится в состоянии легкой эйфории — и восприятие реальности несколько нарушается. Поэтому, те, кто оказывается на Ладоге впервые, должны быть вдвойне внимательны и аккуратны.

Флагман320L-2Правилами плавания для маломерных судов специально оговариваются те акватории, где разрешено движение в режиме глиссирования, а где – только в водоизмещающем режиме с определенной скоростью. Это особенно касается акваторий в период отлива или понижения уровня воды, когда могут подняться до опасного уровня скрытые под водой препятствия . Ни шпонка, ни демпфер на втулке не спасают от серьезных повреждений винт, перо руля и редуктор при сильном ударе и на большой скорости, причем без разницы, из какого материала изготовлен винт – алюминия или нержавеющей стали.

Хочу напомнить об обязательном использовании водоизмещающего скоростного режима при движении в темное время суток и в тумане. В эти периоды ходовые огни крайне необходимы — прежде всего, в целях вашей же безопасности даже на маленьких моторных лодках, если вы движетесь в районах не только большого судоходства, но и там, где могут ходить ваши коллеги-рыбаки.

Владимир Соколов

 

data-yashareQuickServices=»yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir» data-yashareTheme=»counter»

>