Учитывая рост цен на новые лодочные моторы, я невольно ловлю себя на мысли, что к подобному имуществу надо относиться с большим вниманием, чтобы этот довольно дорогой импортный девайс как можно дольше работал в режиме «швейцарских часов», радуя своим бархатным рыком, упругой струёй воды из контрольного отверстия, и позволял совершать протяжённые как по длительности, так и по километражу водные забеги.
Процедуры для зимовки мотора
Я говорю о поездках, целью которых является ладожский судак. О том, как ловился судак в этом сезоне и что я буду делать, чтобы результаты в следующем году были по крайней мере не хуже, расскажу немного позже. А пока, учитывая, что лодка с мотором будет храниться в неотапливаемом помещении, считаю целесообразным выполнить ряд процедур, которые помогут мотору перезимовать. Обычно консервация на зимний период, который у нас растягивается с октября по июнь, совмещается с диагностикой ряда ответственных узлов мотора.
Начинается всё снизу – с винта и, самое главное, с редуктора. Кто-то совмещает диагностику с заменой масла. Мне удобнее осенью просто посмотреть на его состояние, отвернув нижнее сливное отверстие редуктора (ФОТО А). Точнее, немного приоткрыв винт нижнего отверстия. Если первой каплей жидкости, вытекшей оттуда, будет масло, то в зависимости от его прозрачности можно делать выводы о состоянии редуктора. А вот если первой каплей будет вода, то беда… Это значит, что сальник прохудился и лучше не тянуть с его заменой, чтобы потом не «попасть» ещё и на ремонт. Так как масло чистое, его замену в редукторе произведу весной при расконсервации.
Диагностика редуктора
Есть на корпусе редуктора ещё одна деталь, которую я осматриваю с особым пристрастием. Это гребной винт. В этом году никаких непредвиденных контактов с посторонними предметами у него не было – всё в первозданном виде (ФОТО Б). Поэтому, сняв его, я проверил, не намоталось ли что-нибудь на горизонтальный вал (ФОТО В). Всё оказалось чистым – и с лёгкой душой, нанеся на шлицы вала консистентную смазку, я вернул всё на свои места.
Консервация двигателя
Следующий этап – проверка состояния свечей зажигания. После 400 часов работы мотора они ещё находятся в хорошем состоянии и даже чистки не требуют (ФОТО Г). Пока выкручены свечи, специальным консервантом обрабатывается внутренняя поверхность цилиндров (ФОТО Д). Чтобы получить равномерное распределение по всем поверхностям, проворачиваю поршневую группу, вращая гребной винт. Затем свечи возвращаю на свои места. Консервант не занимает практически никакого объёма, а тонким равномерным слоем благодаря густым фракциям типа парафина оседает на всех поверхностях, защищая их в период простоя. Некоторые используют для этих целей масло. Но оно не даёт такого стойкого эффекта. Кроме того, если перестараться с количеством, а весной его не слить прокачкой без свечей, при запуске вероятен гидроудар. А при использовании консерванта ничего сливать не надо – просто завёл, и всё… Двигатель лишь несколько секунд подымит чуть сильнее обычного и войдёт в обычный режим работы.
Следующий узел мотора, который требует к себе внимания – это система питания. Вроде бы, покупая моторы проверенных брендов, мы стараемся выбирать для своих лодочных любимцев и хороший бензин, но после 3-4 месяцев эксплуатации водичка в системе, правда, в небольших количествах, всё же появляется. Кроме бензина причина может быть и в банальном конденсате. Средств борьбы с ним довольно много, их выбор зависит от того, какие баки установлены на лодке и через какой фильтр бензин поступает к мотору. Но проверить состояние шлангов и топливного фильтра, думаю, полезно в любом случае. Фильтр мотора после детального осмотра был установлен на своё прежнее место (ФОТО Е).
Контроль разных узлов
Полезно прошпринцевать узел поворота мотора (ФОТО Ж), а также проверить состояние гидроцилиндров подъёма мотора.
Обратите внимание и на систему охлаждения: по возможности максимально удалите воду из магистралей. Я делаю на этом особый акцент в том случае, если лодка используется для рыбалки, когда уже начинаются заморозки. Одно дело, когда судно хранится на воде и мотор опущен в неё, соответственно, корпус помпы постоянно находится в воде. В таком случае препятствий против ежедневного использования нет. А вот если после рыбалки катер поднимается на сушу, максимально слить воду, пока мотор ещё тёплый – значит обеспечить уверенную работу системы охлаждения.
В мой последний выход струя из контрольного отверстия била с должным напором, поэтому состояние помпы в следующем сезоне не вызывает беспокойства.
И в заключение хочу сказать: перед тем как вернуть на место колпак мотора, специальным спреем обработайте все его провода и магистрали (ФОТО З). Когда колпак оказывается на месте, можно зачехлять лодку, чтобы максимально защитить корпус и кокпит от внешних негативных факторов.
Весь комплекс работ по консервации мотора выполнялся под бдительным оком специалистов из ROLS-SERVIS. Компания базируется в Новой Ладоге, но готова послать специалистов для оперативной помощи и в другие районы Ленинградской области, а в перспективе планирует ввести «скорую помощь на воде» на Ладоге и впадающих в это озеро крупных реках.
Тел.: +7-981-911-00-10, https://vk.com/rols_servis
Владимир Колгин