Признаться, когда мне в первый раз описывали рыбалку на море – а речь шла о Баренцевом море – и я услышал, что есть смельчаки, которые ходят на ПВХ-лодках длиной 3,2 м и под мотором 5 л.с., ловя при этом рыбу, в моей голове эта информация не укладывалась… Когда я рассказывал знакомым рыболовам о своих поездках в те же края и уточнял, что мы ловили с 4,5-метровой ПВХ-лодки с днищем НДНД, на меня смотрели с недоверием, как на экстремала. У всех разные представления о безопасности и о рыбалке на море.
Размер лодки
Надо трезво оценивать ситуацию. Во-первых, есть полезная загрузка для судна, в том числе и запас топлива. Во-вторых, если рыба будет найдена, то надо как-то разместить в лодке ящики под неё и далее с уловом двигаться в сторону базы.
Как вы понимаете, рыболовы, приобретая лодку с мотором, оценивают как свои финансовые возможности, так и то, как всё это «хозяйство» в дальнейшем перевозить и где хранить. Вопросов хватает, и всё надо тщательно продумать.
У лодок с днищем НДНД повышенная грузоподъёмность, и этот фактор может стать решающим при выборе судна для эксплуатации на море.
Если есть возможность лодку перевозить на прицепе, то важно, чтобы она в накачанном виде помещалась в гараже. Факт вроде и очевидный, но не все отдают себе отчёт, что в помещении должно оставаться пространство вокруг лодки для перемещений. Например, один мой товарищ по рыбалке на зиму подвешивает лодку на ремнях к потолку. Шаг правильный: и для крыс она становится недосягаемой, и с прицепом можно возиться без ограничений.
Прилив и отлив
При желании можно найти график приливов и отливов, но при любом раскладе надо к этому подготовиться. Запас фала (прочной верёвки), якорь и томбуй – всё это пригодится, когда вы будете швартоваться. Есть два варианта. Первый: следует установить томбуй и с помощью длинного фала регулировать положение лодки. Для этого вам придётся периодически стравливать фал до момента, когда судно займёт нужное положение. Второй вариант: во время прилива вы можете оставить лодку возле берега, но тогда во время отлива понадобятся колёса на транце. При этом лучший вариант – колёса повышенного диаметра или спарка из двух колёс.
«Берег» и «сарафанное радио» подскажут, что делать
Статья ориентирована на новичков. Конечно же, к поездке надо готовиться, но на практике не всё так страшно, так как окружающие вас рыболовы своими действиями подскажут, что делать. Достаточно крутить головой «на 360 градусов 24 часа в сутки» – и к концу третьих суток весь алгоритм действий на берегу будет понятен.
Есть ещё одна рекомендация. Большая часть рыболовов шкерит рыбу на базе, а утром головы и потроха вывозятся подальше в море и выбрасываются. Но кто-то, возвращаясь с рыбалки, не доезжает до базы, пристаёт к берегу и шкерит рыбу заранее. Для этого желательно в лодке держать кусок фанеры, используя её как столешницу.
Что не будет лишним
Носовой тент нужен и важен. И все вещи под ним должны быть убраны в гермоупаковки. Сам тент следует крепить к лодке максимально жёстко.
Ранее мы использовали один бак на 24 л, но в этом году решили поставить два бака по 12 л и иметь на борту в резерве 10-литровую канистру, если, скажем, предстоит 50-километровый марш-бросок к острову Кильдин.
Документы на лодку и мотор проверяют пограничники, поэтому надо заранее позаботиться, чтобы бумаги были в полном порядке.
Плавучий якорь необходим. Без него будет сносить. В прошлом году мы использовали два таких якоря.
И, конечно же, в надувной лодке надо очень аккуратно обращаться с багром, который является обязательным инструментом в морской рыбалке. Не часто, но бывает, что на снасть попадаются сразу три рыбины, и тогда без него будет сложно справиться с вываживанием .
Андрей Спирин