Зима уже не за горами и на большинстве водоемов Ленинградской области рыбалка под моторами в этом сезоне завершена. Хотя кто-то и продолжает ездить на Балтику или на Онего, многие уже думают или начинают готовить свою технику к зимнему хранению.
Мы почти в каждом осеннем номере журнала в той или иной мере давали информацию о том, как «обработать» лодку и мотор, чтобы максимально сохранить их потребительские и эксплуатационные свойства в период длительного зимнего хранения. Сегодня мы несколько отступим от этой традиции и не будем заниматься пересказом «методик производителей».
Разговор пойдет о конкретных событиях, которые произошли за этот летний период. И в которых я был либо непосредственным участником, либо очевидцем. Но которые, все же «краем цепляют» тему зимнего хранения.
История первая
Постараюсь кратко изложить события трех лет. Приятель купил новую лодку (не буду называть производителя), естественно, модной сегодня конструкции НДНД (с надувным днищем низкого давления). Дооснастил ее сам и с помощью кит-наборов производителя, чтобы можно было и ловить на дорожку и стоя в заброс. И как-то пригласил меня попробовать «погонять судака» в Лигово. Но, как иногда случается, что-то забыл при сборах.
В этот раз в комплект не вошел коврик из ЭВА-материала на палубу. Поэтому, прежде, чем сесть в лодку, мы тщательно смывали с обуви песок. В процессе рыбалки разок прилетела туча и нас слегка помочило. Мы в плащах сухие, а вот на палубе немного воды. Совершенно не криминально и даже не критично. Но, именно эта вода и подсказала, что у лодки есть проблема… Немного пузырило из пары мест вдоль борта и у транца. Я обратил внимание товарища на это. Так как раньше в лодке был ковер, то он этого, естественно не видел. Парень рукастый, поэтому, несмотря на мое мнение о том, что лодку хорошо бы показать специалистам, решил, что проклеит все сам. На том и порешили, продолжив далее ловлю клыкастого.
А вот дальше события получили неожиданное развитие, о котором мне товарищ сообщил уже сам. После проклейки в этих местах, начало пузырить в других и он, вспомнив наш разговор, не затягивая, решил , пока не кончилась гарантия на лодку, отвезти ее в сервис. После «вскрытия» оказалось, что источником ухода воздуха, является надувное днище. Но, зона эта, не в корме, как показывали пузыри, а в носу. А воздух в корму уходил вдоль шва и по пути «находит дырочки».
Было ли так с самого начала – не известно, мыльной пеной не проверялось. Да еще и коврик на палубе в некоторой мере маскировал эту проблему. Но, все закончилось относительно «малой кровью». Есть примеры, когда пользователи либо «забивают на такую мелочь» либо пытаясь бороться самостоятельно, льют клей в места пузырения. А уже через 2-3 года, вода проходящая по капиллярам по периметру лодки, вредит и транцу, приводя к его гниению и к разрушению, что называется, со всеми вытекающими!!!
Вывод
Периодически осматриваем (в конце сезона ОБЯЗАТЕЛЬНО) и проверяем мыльным раствором все внутренние швы/стыки и при обнаружении утечки воздуха, незамедлительно обращаемся в профессиональные ремонтные центры.
История вторая
В этой истории я был сторонним наблюдателем…во втором экипаже.
В прошлом году заканчивали сезон на Ладоге уже в ноябре с началом первых морозных дней. Поехали двумя экипажами на прокатных моторно-гребных лодках, чтобы по каналу на моторе, а по Ладоге уже на веслах. До мест скопления окуня грести пару километров. Рыбалка прошла неплохо, хоть вода уже холодная, но когда ловится рыба , совсем не холодно. То, что начало слегка «минусить», почувствовали лишь на берегу. Я еще планировал один выезд и первый этап консервации на воде, а коллеги из второго экипажа решили, что пора начинать подготовку к зимнему сезону, а мотор зимой будет жить на утепленном балконе, поэтому ему консервация как бы и не обязательна. Мы обычно при перевозке мотор ставим вертикально вверх за сидением пассажира , а коллеги его возят лежа в тентованном прицепе. До города ехали пелетоном, а потом разбежались…
Зиму отрыбачили вместе, а к «моторной теме» вернулись уже по весне…
…Утром товарищ меня будит ранним звонком: «Мотор, который до этого всегда заводился с первого-третьего раза, не заводится». Хотя, еще перед зимним хранением заменил свечи и сейчас залил новую смесь. Не зная точного рецепта, я ему посоветовал заменить свечку… И после замены услышал, что НА НЕЙ КАПЛЯ ВОДЫ!!! Как такое может быть? Откуда вода?
Ответ дали специалисты из сервиса… Оказалась пробита прокладка. Очень похоже, что из мотора перед укладкой его в прицеп, не была слита вся! вода и что-то осталось в системе охлаждения. Мотор, до того, как его подняли домой, пролежал в прицепе в неотапливаемом гараже несколько дней при небольших минусах. И этого вполне хватило, чтобы «разморозить».
Вывод
Вне зависимости от того, как долго осенью планируете использовать мотор, будете вы его подвергать консервации на зимний период или нет, следует иметь ввиду, что мороз это злейший враг мотора. Поэтому, при работе мотора в предзимний период, его следует после рыбалки максимально избавлять от воды в системе охлаждения. Пути могут быть разные, но самый простой – это несколько часов его подержать стоя, желательно в тепле, в вертикальном положении, периодически, при разомкнутой электропроводке (снять клипсу предохранительной чеки), несколько раз провернуть за маховик или дернуть пусковое.
Надеюсь, что мои наблюдения помогут несколько иначе взглянуть на своё плавсердство и на мотор. И позволят избежать описанных выше ситуаций.
Автор: Владимир Колгин