В наше время, когда рыбы стало меньше, а рыбаков – наоборот, в разы больше, хорошо работавшие раньше ближние точки замолчали. И с каждым годом рыболовам приходится забираться всё дальше, чтобы добраться до хорошей крупной рыбы или половить в тишине и одиночестве.
Покоряя просторы
Летом по открытой воде способ решения проблемы очевиден – хороший катер. Ну а зимой? Казалось бы, по льду добираться проще: на своих двоих можно дойти туда, куда по открытой воде без серьёзного катера не попадёшь. Но проблема в том, что расстояния на больших водоёмах измеряются многими километрами, рыбаку приходится передвигаться с грузом снастей, прикормок, провизии… И это бы ещё ничего, но на льду часто бывает толстый слой снега, из-за которого больше пары-тройки километров с лёгкостью не пройдёшь. И не надо говорить, что это, мол, полезная для здоровья физкультура. В тяжёлой тёплой одежде, с буром и ящиком, по колено в снегу – это не на пользу здоровью, это работа на износ.
Средства передвижения
Что же может помочь рыболову-зимнику в передвижении по водоёмам-гигантам?
Финские сани? Бюджетный и иногда очень неплохой вариант, но только по чистому льду либо по плотно слежавшемуся снегу. По сугробам – не покатит в прямом и переносном смысле. Лыжи? Держат лишь на достаточно плотном снегу, да и скорость перемещения на них очень низкая. А прибыв на место ловли, где рыбак тоже не сидит на месте, а перемещается, придётся либо таскать эти лыжи за собой, либо при
каждом мини-переходе надевать/снимать их, что тоже комфорта не добавляет, мягко говоря. Итак, безмоторные средства перемещения мы рассмотрели. Что же предлагает нам моторизованная техника?
Основных варианта три: квадроцикл, снегоход и мотобуксировщик. Сравним беспристрастно их достоинства и недостатки применительно к нашим задачам.
Подбираем технику для передвижения по снегу
Начнём с квадроцикла. Честно говоря, эта машина выпадает из борьбы сразу, ибо любая колёсная техника по проходимости в глубоком снегу или грязи заведомо уступает гусеничной. К тому же, один из главных факторов – цена – явно не в его пользу. Даже бюджетный квадроцикл стоит сотни тысяч рублей. На очереди снегоход. Его преимущества – скорость передвижения и достаточно высокая проходимость. В минусах – высокая цена и необходимость прицепа для транспортировки. А прицеп – излюбленный объект для воровства, к сожалению. Поэтому машину, на которой доставили снегоход к водоёму, придётся оставлять под охраной.
К тому же, есть один важный нюанс в конструкции гусеницы. В снегоходах применяют так называемые склизы – элемент подвески, требующий для смазки снега. Поэтому в подобных условиях снегоход прекрасно себя проявляет, но по первому и последнему льду, когда снега нет, склизы остаются без смазки, что приводит к очень быстрому их износу, а замена – недешёвое удовольствие.
Что касается цены – да, нужно признать, что существуют и относительно бюджетные, и быстроразборные снегоходы, которые можно перевезти в автомобиле, но это совсем игрушки, уж точно, не для покорения бескрайних заснеженных пространств с изрядной поклажей.
Итак, дошла очередь до главного героя этой статьи – мотобуксировщика, или, на рыбацком сленге, мотособаки. В последнее десятилетие они приобрели заслуженную популярность у рыбаков и охотников, с каждым годом их количество на льду крупных водоёмов постоянно растёт.
Сильные стороны
Мотособака чрезвычайно проходима: за счёт минимального давления на поверхность она способна легко ездить даже по глубокому свежевыпавшему снегу-пухляку. Она чрезвычайно экономична: некоторым моделям на час езды хватает всего 1,5 л горючего. Мотобуксировщик весьма вместителен в плане перевозки рыбацкого скарба: поклажу можно загрузить не только в сани, где сидит или стоит водитель, но и на саму «собаку». К тому же, при достаточной мощности двигателя прицепные сани могут быть не одни.
Большинство моделей мотособак можно перевозить в обычном легковом автомобиле, что отменяет необходимость прицепа и сильно упрощает проблему с парковкой.
Подавляющее большинство мотособак производится в России, а это означает доступность обслуживания и запасных частей. Вместо склизов большинство буксировщиков строится на основе катковой подвески, что не только улучшает мягкость хода, но и решает проблему передвижения по гладкому льду или укатанному снегу. Попросту говоря, мотособаки более универсальны по сравнению со снегоходами: они прекрасно идут и по голому льду, и по снегу, и в летнее время по лесным дорожкам.
Двигатель
Покупая мотособаку, рыболов может выбирать разные модели двигателей – как по мощности, так и производства разных фирм. На выбор предлагаются как китайские движки, которые в последние годы сильно выросли в плане качества, так и японская Honda или американские Briggs&Stratton. Ведущие производители предлагают богатые варианты комплектации: с электростартерами, фарами и задними габаритными огнями, различными санями и колёсными прицепами, лыжами для саней и так далее – всего не перечислишь.
Мотособаки легкоуправляемы, при этом они развивают скорость до 40 км/ч. В лучших мотособаках блок управления – как на квадроцикле: удобный и комфортный. Короче говоря, при весьма бюджетной цене у хозяина мотособаки есть полное ощущение владения серьёзной техникой, которая и не подведёт, и довезёт, куда надо, и обратно без проблем доставит. Конечно же, мотособаки, как и любая техника, требуют периодического техобслуживания.
Максим Перов