C какими конструктивными особенностями «мотособак» довелось столкнуться и какие шаги при этом предпринимались?
Начну с управления газом. Не всегда, особенно на морозе и при снежных зарядах четко отрабатывает свою задачу пружина возврата. Это чревато тем, что в случае, когда каюр не справляется с управлением, мотособака со всем прицепленным оборудованием, может легко убежать. А поймать ее в условиях больших просторов и снежной «целины» будет довольно проблематично.
Поэтому, перед началом эксплуатации, всегда самым образом проверяю работу возвратной пружины в механизме управления тросом газа. Так, чтобы максимально исключить возможность заедания в положении максимально открытой дроссельной заслонки.
И, в случае отпускания ручки управления газом, двигатель автоматически переключался в режим оборотов холостого хода.
Своеобразным страхующим элементом при этом будет и устройство моментальной остановки двигателя путем размыкания электрической цепи, которое создатели подвесных лодочных моторов испокон века ставят на свои девайсы. Браслет на запястье и чека на кнопку и «мотособака» будет всегда на привязи.
Хоть и не являются подобные мотоблоки транспортными средствами, но фара на нем также, на мой взгляд, совершенно необходимое оснащение. Особенно, если источник света включается в электрическую цепь двигателя. Нужно сказать, что фара есть в стоке отдельных моделей из топовой части линеек производителей мотобуксировщиков. Либо, конструкционно предусмотрено подобное подключение – выведены соответствующие провода. Владельцу останется лишь подсоединить электрику, вывести тумблер на руль и продумать конструкцию крепления самой фары на переднюю часть корпуса «мотособаки».
На льду у некоторых пользователей доводилось встречать разные фары для этих целей. Но, представляется, что наибольшую отдачу по качеству освещения поверхности по ходу движения, дают противотуманные фары, особенно, если можно получить световые пучки желтого или желто-оранжевого света. Они позволят лучше видеть дорогу и в туман и в метель.
Думаю, что уже никого не надо убеждать в том, что и зимой на просторах Ладоги основным помощником будет GPS-навигатор. Его размещение на период движения перед глазами каюра вполне оправдано. Если для него будет смонтировано специальное крепление на руле с возможность подключения к бортовой сети, это очень заметно облегчит управление в условиях плохой видимости.
В начале и в конце сезона может быть довольно много выездов на рыбалку, когда лед становится гладким, а обычные резиновые гусеницы не приспособлены для движения по такому льду. Практически все применяемые для мотособак гусеницы имеют грунтозацепы, позволяющие провести установку шипов. Причем, шипу могут быть не от автомобильной техники, а самодельными – из каленых саморезов. Ввернутый в такой наплыв и срезанный под некоторым углом, он отлично зацепляется за лед, даже на зеркальном покрытии не снижая тяговых характеристик буксировщика.
Уже на первом испытании «мотопса» столкнулись с мощным фонтаном брызг из-под гусеницы в сторону волокуши. Штатные брызговики есть, но они не решают проблему, слишком мягкий материал на скорости откидывается. Можно пойти двумя путями. Закрепить резиновыми амортизаторами брызговик так, чтобы он чуть больше поджимался к гусенице. Либо, на него сделать дополнительную, жесткую накладку, препятствующую полету брызг в сторону пассажиров санок. Как один из вариантов защиты каюра может быть легкий защитный щит из тонкого пластика, смонтированный на штанге управления. Причем, верхняя часть этого щита может быть и прозрачной – некая имитация мотоциклетного или снегоходного ветрового стекла.
Входящее в комплект поставки буксировщика корыто на дне имеет своеобразные выдавленные в материале полозья, позволяющие саням по снегу следовать в кильватере «мотопса». Материал, из которого изготовлено корыто, достаточно тонкий и если его не защитить со стороны скользящей поверхности, вряд ли выдержит пару сезонов нормальной эксплуатации. Особенно сильным будет износ, если будут даже кратковременные выезды по прибрежному песку. Об асфальте я уже и не говорю.
Заметно продлить жизнь корыту можно, если усилить скользящую поверхность листовым полиэтиленом, а еще лучше – фторпластом, имеющим самый низкий коэффициент трения со снегом из известных материалов. Для таких накладок стоит применять материал толщиной 5-15 мм. И его установка может быть осуществлена как на вытяжных заклепках, так и на винта М5 с головками «потай».
Если доводится буксировать не одни сани, а целую кавалькаду, и такие буксировки частенько проходят по гладкому льду, стоит озаботиться о том, чтобы сани поставить на коньки. Понятно, что речь не идет о беговых или фигурных коньках, а всего лишь о каких-то металлических направляющих вдоль накладок. Для этих целей вполне подходит «Т-образный» профиль из нержавеющей стали толщиной 1,5 – 3,0 мм. Как вариант, его «ножкой» буквы Т можно прикрепить к пластиковой накладке. Тогда как горизонтальный элемент одной стороной и будет выполнять функции своеобразного конька.
Несколько слов о том, как размещаться, отправляясь в путь на «собаке». Опыты с разным количеством саней, с разной загрузкой саней и в разных условиях, привели к пониманию, что для облегчения участь буксировщика стоит каждому человеку сидеть в своем персональном корыте, причем так, чтобы максимально загрузить заднюю часть волокуши. Это даст улучшенную всхожесть на снежные переметы и уверенное движение даже в том случае, если лимит полезной нагрузки будет превышен (что делать не рекомендуется).
Перед тем, как Вы первый раз заведете мотор «мотопса», стоит полистать правила пользования буксировщиком. Это позволит ознакомиться и с процессом обкатки двигателя и его обслуживания. Как и в каком порядке перед выездом проводить профилактический осмотр экипажа. Какой стоит собрать ЗиП для поездок на нем.
Прикинуть примерный расход бензина, чтобы всегда при себе иметь необходимый запас в дополнительной канистре.
И в завершение небольшое пожелание. Передвижение техники даже по относительно толстому льду, но на небольшой глубине, основательно распугивает рыбу. Это неоднократно проверено при помощи подводной телекамеры. И, чтобы не получать вдогон косые взгляды коллег или не совсем цензурные выражения о манере своего передвижения, лучше на технике близко к группам ловящих не подъезжать, а оставлять буксировщик в стороне, и путь 50-100 метров проделывать пешком. Тогда и другим рыбу не распугаете и сами в группе будете с рыбой.
Владимир Соколов