Ладожский и балтийский лёд доживают последние деньки, и уже начинают выходить из летаргического сна водномоторники, любители водных путешествий и исключительно летней рыбалки. Судя по тому, как возрастает количество тех, кто на наиболее известных интернет-ресурсах начинает проявлять активность, зиме осталось «жить» недолго.
Как снизить риск
И опять на слуху тема лодок и моторов – как подготовиться, что не стоит упускать из виду… Об этом и поговорим. А начать разговор хочется с анализа нерадостных событий, которые имели место в прошлом году у нас на Ладоге. Они связаны с потерями. Потерями среди нас, рыбаков. О причинах или, точнее, о том, как максимально снизить риск повторения подобных происшествий, я и начну разговор.
Даже, казалось бы, самые надёжные моторы, которые выпускаются в Японии и США, способны подвести. Причина может быть как в самом моторе, так и в некачественных горюче-смазочных материалах, которыми мы «кормим» своих любимцев. А возможно, мы не совсем правильно или не вовремя за ними ухаживаем.
Но здесь речь пойдёт немного о другом. Как устранить внезапно возникший дефект, если всё произошло на некотором расстоянии от берега?
Поговорим об условиях, при которых трагедии, о которой я сказал выше, можно было бы избежать.
- Беды, скорее всего, не случилось бы, если бы тот телефон, который находился на борту судна, был максимально заряжен. Учитывайте то, что некоторые участки южного берега Ладоги не покрываются ни одним из работающих на Северо-Западе операторов мобильной связи и телефон в условиях отсутствия сигнала от вышки начинает в режиме поиска потреблять максимум энергии. Нужно иметь запас времени, в течение которого есть возможность дозвониться по телефону 112 или своим родным, знакомым и попросить о помощи, сообщив свои координаты, взятые из GPS-навигатора.
- Этот самый GPS-навигатор (либо планшет с GPS-модулем) должен быть на борту судна, причём также с максимально заряженным аккумулятором или комплектом запасных батарей, хранящихся в герметичной упаковке. Либо должна существовать возможность подзарядки этих приборов от бортовой сети лодки с генератора или катушки мотора.
- Так как ветер может быть отвальным, причём в любом месте Ладоги, чтобы зафиксировать лодку у берега, нужен якорь. Даже если планируется кратковременный выход в Ладогу, рекомендуемое оснащение любого судна, включающее в себя якорь нужного веса и якорный трос хотя бы 20-30-метровой длины, должно быть на месте.
- А если плавание чаще происходит на севере Ладоги, там, где глубины заметно больше, чем на южном побережье, вполне уместным будет и якорь плавучий. Или, как его называют некоторые, водный парашют. Он не обеспечит, как основной якорь, несменяемую стоянку, но тем не менее резко замедлит дрейф судна.
- В этой же связи хочется сказать и о стоковом комплекте лодок, в первую очередь речь идёт о ПВХ-судах. Весла – это не только необходимые атрибуты, которые прикреплены к баллону и служат для подхода/отхода от берега и прикрепления всевозможного снаряжения при ловле на дорожку, но и средство аварийного передвижения. Если нет уверенности, что мотор удастся быстро оживить, лучше на вёслах подойти максимально близко к подветренному берегу, чтобы под его защитой проводить необходимые работы. Практика показывает, что далеко не все производители комплектуют свои суда вёслами нормальной конструкции и, самое главное, достаточной длины. Часто можно видеть, что они явно коротки по соотношению с размером баллона.
Проверьте ремкомплект
Следующий элемент безопасности – это штатный ремкомплект. За прошлый сезон несколько человек подходили ко мне, когда отдыхали, пришвартованные на берегу Новоладожского канала, и просили клей ПВХ или жидкость для обезжиривания. Учитывая то, что штатный ремкомплект не всегда находится зимой в подходящих для себя условиях, перед первым выходом на воду стоит хотя бы просто повертеть пузырёк с клеем, не открывая его, чтобы убедиться в том, что консистенция содержимого не изменилась.
Когда для рыбалки я использую ПВХ-лодку, то всегда в ЗиП рядом с ремкомплектом кладу отрезок тонкого полиэтилена. Пару раз его использовал для организации временного тента при ремонте/заклейке лодки. Шёл дождь, было достаточно прохладно, а тент защитил нас, к тому же под ним удалось развести небольшой костёр, благодаря теплу от которого склейка получилась достаточно прочной.
Подкачка обязательна
Свой первый выезд на рыбалку многие стараются провести в хорошую погоду, что вполне понятно. Но здесь есть одна «засада», с которой стоит считаться, особенно владельцам лодок с НДНД. Обычный алгоритм накачивания выглядит следующим образом: сначала – кормовые секции, затем – носовая, и в завершение набивается днище. К этому моменту, если используется электронасос, воздух из него поступает уже ощутимо разогретый. Земля, на которой происходит процесс накачки, частенько тоже хорошо нагревается весенними лучами светила. Всё это в сумме приводит к тому, что воздух, особенно в днище, нагревается сильнее всего. А вода в водоёме ещё по-весеннему холодная. В первые несколько минут плавания никаких необычных явлений не происходит, но по мере остывания воздуха в днище поведение лодки начинает меняться. Ведь её геометрия и гидродинамика рассчитаны на минимальное давление воздуха в днище от 0,25 атм. Но холодная вода эти изначально выставленные на манометре 0,25-0,28 атм значительно понижает. Поэтому имеет смысл после накачки сбросить лодку в воду и не спешить с отплытием. Надо дать судну некоторое время поплавать у берега, укомплектовывая его на воде. А непосредственно перед самым отплытием следует сделать контрольный замер давления в герметичных секциях и особенно в днище, после чего немного «добить» их. Может быть, даже с некоторым запасом, превысив параметры на 0,03-0,05 атм. Для надувных конструкций это не критично, но при остывании воздуха не даст заметно измениться геометрии уже гружёной лодки.
Учитывая вышеизложенные рекомендации, вам удастся избежать многих неприятных непредвиденных ситуаций.
Владимир Колгин