Не забудьте спасжилеты!

С водой надо быть на Вы

Безопасность – наиважнейшая часть отдыха на воде. Но я вовсе не хочу «зудеть» с фразами «не забудьте спасжилеты», «обеспечьте безопасность». Цель этой статьи – обратить ваше внимание: непредвиденные ситуации не приходят по заказу, они появляются порой из ниоткуда. Вроде не должно было этого случиться, а случилось!

Очень часто мы видим в публикациях СМИ фотографии, где сидит в лодке семья: папа, мама и ребёнок. Родители благоразумно одели своё дитя в спасжилет, а сами радостно заняли в лодке места согласно судовой роли – папа капитан, а мама штурман – и оба без спасжилетов. Вроде безветрие и штиль на воде, и ничего такого особенного…

IMGP0036

Два года назад мне пришлось дважды «выйти» из лодки в воду не по своей воле. И случилось это во время тестов лодок. Первый раз это случилось в конце апреля на тесте небольшой весельной лодки недалеко от берега в водах Финского залива. Мне, сидя на банке, нужно было поправить весло, и я склонился над уключиной. Волны не было, но покачивало и, через мгновение лодка стала крениться на один борт. Спустя пару секунд я уже был в воде. Благо было не глубоко и обошлось без больших жертв. Все, что было в лодке, утонуло, а что было в моих карманах, намокло. Обескураженный, я добрался до берега, выливая воду из сапог, мой мозг работал на все 200%. Как такое могло произойти – в голове не укладывалось. Но это случилось! И надо было это признать и принять! Оделся в другую одежду и продолжил тест, но после драки руками не машут. Или машут? Через неделю, облачившись в специальный непромокаемый и плавающий костюм, я испытывал эту лодку, неоднократно провоцируя её переворот снова и снова. После этого мы обратились к науке и, «проштудировав матчасть», отразили в итогах теста рекомендацию: при малейшем намёке на волну смещаться с банки на днище лодки, тем самым опуская центр тяжести как можно ниже. Сделайте вывод.

Читать еще:  Про лодки и моторы. Осенние зарисовки

Во второй раз ситуация была ещё более показательной. Тест лодки проходил по ранее написанному сценарию, не было ни намёка на непредсказуемый расклад. Небольшая волна не превышала 15 см. В конце теста нужно было померить максимальную скорость, а значит максимально разогнать судно по прямой линии. Судно было из полиэтилена высокого давления и имело обводы близкие к катамарану. И вот на этом простом и совершенно предсказуемом участке лодка носовой частью скулы «прилипает» к водной массе, и следует переворот с моим «выходом» из лодки. Лодка с мотором стали уходить под воду. Спасжилет удерживал не только меня, но и лодку. Подплывшие коллеги предприняли все необходимые шаги для спасения этого «судна с экипажем». Тут надо внести поправку: на шильде лодки максимально допустимой была указана мощность мотора 9.9 л.с., а мы установили на неё мотор, форсированный с 9.9 до 15 л.с. Превышение мощности мотора должно стать уроком не только для меня.

Как вы понимаете, тестами мы занимались не в первый раз, а опыт перевалил за 15 лет, и такой ситуации никто предвидеть не мог. И только «разбор полётов» со специалистами внёс ясность в эту ситуацию.

Почти через год мои друзья весной попали в очень неприятную ситуацию. На полном ходу мой друг, сидящий на румпеле в лодке, совершал манёвр с поворотом, и в какой-то момент он осознал, что в руках его «болтается» румпель, который не управляет мотором, и через секунду он оказывается в воде. Лодка совершает резкий поворот, и за моим другом по инерции так же «выходит» в воду его супруга. Чека, заглушившая мотор, была на руке, а до берега было недалеко, всё обошлось, доплыли и добрались до дома. Они были в спасжилетах, и это спало их жизни.

Читать еще:  РиБы компании FORTIS. Знакомимся с производством

В своё время у нас была командировка в Финляндию, где нам демонстрировали специальные плавающие костюмы (не поплавки), причём их было более пяти моделей. И во время устной инструкции нам привели статистику, что большая часть людей погибает в воде не от переохлаждения, а от стресса попадания в воду и особенно опасны первые секунды, и как организм сумел «обработать» страх. Поэтому в голове всегда надо держать фразу «опасность где-то рядом». И не расслабляться.

Спасжилет должен быть всегда на человеке, а не просто поблизости. Не забывайте, в воду можно упасть и с потерей сознания, для этого у спасжилета есть специальный воротник, который будет поддерживать голову в правильном положении, независимо от состояния человека, сохраняя возможность дышать, а не глотать воду. Такая с виду неказистая и неудобная вещь, как паховый ремень, очень нужна, она не позволит вывалиться из жилета. Воспринимайте эту информацию не как наставление, а как предупреждение.

Немного о том, какие бывают спасательные жилеты. Поддерживающие (50HEN393) и собственно спасательные (100HEN395, Life-jackets). Есть ещё спасжилеты автомат и полуавтомат. Они имеют форму подковы. У автомата при попадании в воду химический элемент вступает в реакцию и освобождает боек, который, пробивая пробку, даёт выход газу, наполняющий жилет до рабочего состояния за пару секунд. У полуавтомата открытие (пробитие пробки в баллоне с газом) производится вручную. К сожалению, в РФ такие жилеты не сертифицированы, хотя они имеют параметры 150H(EN396), а некоторые модели имеют индекс 275H(EN399), что более чем в два раза превышают требования. «Подкова» очень удобна в использовании, не стесняет движений, и в ней не жарко. В случае беседы на воде с инспектором ГИМС есть высокая вероятность, что, опираясь на букву закона, он может и не признать в «подкове» полноценного спасательного средства. А вот в соседней Финляндии вопросов по его использованию не возникнет, и скорее всего на представителе власти будет надет подобный жилет.

Читать еще:  Полный отзыв на ПВХ лодку Альтаир 400 НД

Итак. С водой надо быть на Вы. Пренебрегать безопасностью не стоит, надо помнить и о своих близких, нас всегда ждут дома. Впереди сезон открытой воды, проверьте, всё ли у вас в порядке со средствами безопасности, не поленитесь и проверьте на прочность ремни, пряжки и свисток, светоотражающие элементы на одежде.

Андрей Спирин