Не забудьте спасжилеты!

С водой надо быть на Вы

Безопасность – наиважнейшая часть отдыха на воде. Но я вовсе не хочу «зудеть» с фразами «не забудьте спасжилеты», «обеспечьте безопасность». Цель этой статьи – обратить ваше внимание: непредвиденные ситуации не приходят по заказу, они появляются порой из ниоткуда. Вроде не должно было этого случиться, а случилось!

Очень часто мы видим в публикациях СМИ фотографии, где сидит в лодке семья: папа, мама и ребёнок. Родители благоразумно одели своё дитя в спасжилет, а сами радостно заняли в лодке места согласно судовой роли – папа капитан, а мама штурман – и оба без спасжилетов. Вроде безветрие и штиль на воде, и ничего такого особенного…

IMGP0036

Два года назад мне пришлось дважды «выйти» из лодки в воду не по своей воле. И случилось это во время тестов лодок. Первый раз это случилось в конце апреля на тесте небольшой весельной лодки недалеко от берега в водах Финского залива. Мне, сидя на банке, нужно было поправить весло, и я склонился над уключиной. Волны не было, но покачивало и, через мгновение лодка стала крениться на один борт. Спустя пару секунд я уже был в воде. Благо было не глубоко и обошлось без больших жертв. Все, что было в лодке, утонуло, а что было в моих карманах, намокло. Обескураженный, я добрался до берега, выливая воду из сапог, мой мозг работал на все 200%. Как такое могло произойти – в голове не укладывалось. Но это случилось! И надо было это признать и принять! Оделся в другую одежду и продолжил тест, но после драки руками не машут. Или машут? Через неделю, облачившись в специальный непромокаемый и плавающий костюм, я испытывал эту лодку, неоднократно провоцируя её переворот снова и снова. После этого мы обратились к науке и, «проштудировав матчасть», отразили в итогах теста рекомендацию: при малейшем намёке на волну смещаться с банки на днище лодки, тем самым опуская центр тяжести как можно ниже. Сделайте вывод.

Читать еще:  Рыбалка на Ладоге на прокатных лодках.

Во второй раз ситуация была ещё более показательной. Тест лодки проходил по ранее написанному сценарию, не было ни намёка на непредсказуемый расклад. Небольшая волна не превышала 15 см. В конце теста нужно было померить максимальную скорость, а значит максимально разогнать судно по прямой линии. Судно было из полиэтилена высокого давления и имело обводы близкие к катамарану. И вот на этом простом и совершенно предсказуемом участке лодка носовой частью скулы «прилипает» к водной массе, и следует переворот с моим «выходом» из лодки. Лодка с мотором стали уходить под воду. Спасжилет удерживал не только меня, но и лодку. Подплывшие коллеги предприняли все необходимые шаги для спасения этого «судна с экипажем». Тут надо внести поправку: на шильде лодки максимально допустимой была указана мощность мотора 9.9 л.с., а мы установили на неё мотор, форсированный с 9.9 до 15 л.с. Превышение мощности мотора должно стать уроком не только для меня.

Как вы понимаете, тестами мы занимались не в первый раз, а опыт перевалил за 15 лет, и такой ситуации никто предвидеть не мог. И только «разбор полётов» со специалистами внёс ясность в эту ситуацию.

Почти через год мои друзья весной попали в очень неприятную ситуацию. На полном ходу мой друг, сидящий на румпеле в лодке, совершал манёвр с поворотом, и в какой-то момент он осознал, что в руках его «болтается» румпель, который не управляет мотором, и через секунду он оказывается в воде. Лодка совершает резкий поворот, и за моим другом по инерции так же «выходит» в воду его супруга. Чека, заглушившая мотор, была на руке, а до берега было недалеко, всё обошлось, доплыли и добрались до дома. Они были в спасжилетах, и это спало их жизни.

Читать еще:  Лодочные винты... теория и практика применения

В своё время у нас была командировка в Финляндию, где нам демонстрировали специальные плавающие костюмы (не поплавки), причём их было более пяти моделей. И во время устной инструкции нам привели статистику, что большая часть людей погибает в воде не от переохлаждения, а от стресса попадания в воду и особенно опасны первые секунды, и как организм сумел «обработать» страх. Поэтому в голове всегда надо держать фразу «опасность где-то рядом». И не расслабляться.

Спасжилет должен быть всегда на человеке, а не просто поблизости. Не забывайте, в воду можно упасть и с потерей сознания, для этого у спасжилета есть специальный воротник, который будет поддерживать голову в правильном положении, независимо от состояния человека, сохраняя возможность дышать, а не глотать воду. Такая с виду неказистая и неудобная вещь, как паховый ремень, очень нужна, она не позволит вывалиться из жилета. Воспринимайте эту информацию не как наставление, а как предупреждение.

Немного о том, какие бывают спасательные жилеты. Поддерживающие (50HEN393) и собственно спасательные (100HEN395, Life-jackets). Есть ещё спасжилеты автомат и полуавтомат. Они имеют форму подковы. У автомата при попадании в воду химический элемент вступает в реакцию и освобождает боек, который, пробивая пробку, даёт выход газу, наполняющий жилет до рабочего состояния за пару секунд. У полуавтомата открытие (пробитие пробки в баллоне с газом) производится вручную. К сожалению, в РФ такие жилеты не сертифицированы, хотя они имеют параметры 150H(EN396), а некоторые модели имеют индекс 275H(EN399), что более чем в два раза превышают требования. «Подкова» очень удобна в использовании, не стесняет движений, и в ней не жарко. В случае беседы на воде с инспектором ГИМС есть высокая вероятность, что, опираясь на букву закона, он может и не признать в «подкове» полноценного спасательного средства. А вот в соседней Финляндии вопросов по его использованию не возникнет, и скорее всего на представителе власти будет надет подобный жилет.

Читать еще:  Выбираем лодку плюсы и минусы. ПВХ или жёсткий корпус?

Итак. С водой надо быть на Вы. Пренебрегать безопасностью не стоит, надо помнить и о своих близких, нас всегда ждут дома. Впереди сезон открытой воды, проверьте, всё ли у вас в порядке со средствами безопасности, не поленитесь и проверьте на прочность ремни, пряжки и свисток, светоотражающие элементы на одежде.

Андрей Спирин