С момента появления первых лодок из эластичных материалов, а это были еще изделия на основе различных каучуков, конструктора постоянно заимствовали элементы, которые прошли многолетнюю, если не многовековую апробацию на судах «большого флота».
И делалось это не столько ради какой-то оригинальности, а в первую очередь для удобства и, самое главное, для повышения мореходных качеств маленьких судов. Ведь, не для кого не секрет, что Ален Бомбар, сумевший пересечь Атлантический океан на надувной лодке «Еретик», сумел доказать, что и этот вид судов имеет право на жизнь. Но вместе с этим, практика многочисленных лодочных переходов , что небольшие суда требует некоторых доработок, которые позволят экипажу себя чувствовать заметно комфортнее.
Когда доводится приобретать новую лодку в специализированном магазине, обычно продавцы предлагают на выбор очень большой перечень возможного тюнинга на лодок из ПВХ. В этом списке одно из первых мест занимает носовой тент – обтекатель. И сегодня хочу высказать свое мнение об этом «девайсе»…
В настоящее время существует несколько видов конструкции таких тентов. Они могут быть выполнены из различных материалов: либо это тонкие и относительно легкие армированные ПВХ ткани, либо это синтетические материалы, типа искусственного брезента – авизенты, кордура, всевозможные сумочные и рюкзачные ткани. Кто-то из производителей тенты шьёт, а кто-то клеит. И те и другие варианты имеют право на жизнь. Единственный момент, сшитые тенты иногда по шву все-таки пропускают воду. Не критично, но не всегда приятно.
Следующее отличие может быть в наличие или отсутствии прозрачного пластикового окна. Насколько его наличие актуально? С точки зрения эстетики, может быть, с окном лодка будет смотреться несколько выигрышнее. И если второй член экипажа размещается в носу, то ему будет несколько светлее там сидеть. В хорошую погоду и пока этот пластик прозрачен, через него можно нормально видеть, куда плывешь. Вместе с этим, швы не всегда герметичны. И если приходится идти против волны, то капать из этих швов что-то может.
Со временем окошко мутнеет, и, чтобы нормально просматривать акваторию по курсу, приходится смотреть поверх него. Поэтому, к тенту есть и еще одно требование. Его высота не должна превышать неких значений, которые очень сильно увеличивают мертвую зону перед лодкой. На скорости глиссирования, для безопасного плавания, она должна быть минимальна.
Целиковый, без вставок, тент несколько проще в изготовлении и его герметика заметно лучше. Учитывая, что окна нет и царапать там нечего, в носовую часть можно смело, как в удобную кладовку укладывать вещи, которые вряд ли понадобятся во время рыбалки.
Но, что называется, на вкус и цвет….
Нужно иметь в виду, что производитель, создавая носовой тент, ориентируется только на свои модели лодок. А так как крой и, соответственно, форма носовой части баллона у всех имеет отличия, не любой купленный тент на любую лодку подойдет.
Здесь есть отличия и в конструкции его фиксации на баллоне. Это могут быть и люверсы на отлитые из ПВХ шпеньки, и крючки, захватывающие отгиб привального профиля и всевозможные «петельки – веревочки». Что удобнее? Мне представляется, что крючки, фиксирующие тент по привальному профилю.
Формообразующим элементом в большинстве конструкций служит разборная или монолитная алюминиевая труба D 18-22 мм «П»-образной формы. Хотя, некоторые из производителей обходятся и без дуги, строя тенты по типу аппарели.
При установке тента и полном его натяжении, прочность конструкции такова, что позволяет даже на себя опираться. И здесь же пытливый конструкторский ум многочисленных коллег, сразу рисует усовершенствования этой конструкции.
О чем может идти речь? Многие ловят судака…..ночью. А чтобы выход был законным, и, самое главное, безопасным, на воде в темное время суток себя надо ОБЯЗАТЕЛЬНО обозначить огнями.
Хотя бы одним – белым круговым. Но, для того, чтобы окружающие лодки понимали ваши маневры, то штатными ходовыми – белый на топе и красный-зеленый на бортах. Почти все производители об этом не подумали… кроме одного…
Компания «Трое в лодке» наиболее оперативно среагировала на вызов времени. Ими разработано небольшое усовершенствование, которое сопрягается со штатной дугой тента. Это тарга, которая крепится и к тенту, и имеет две укосины в корму. Они опираются на рымы, отлитые из ПВХ. Полученная жесткость конструкции обеспечивает постановку на таргу до 8 троллинговых стаканов. Либо, уменьшив их число, можно установить съемные ходовые огни.
И сразу же еще одно пожелание производителям. В лодках относительно мало места, во многом приходится экономить. А дельные вещи, которые могут понадобиться в любой момент, не всегда лежат под руками. У нас есть относительно большая поверхность тента. Если на ней разместить несколько карманов, то для каких- то не очень объемные и не очень тяжелых вещей, там будет самое место!
Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. И в частности, компания «Альбатрос» уже совместила носовой тент с якорным рымом в носовой части судна.
В какую сторону можно еще направить конструкторскую мысль?
Интересно и такое направление. Можно ли сделать сопряженными носовой тент и тент стояночный на всю лодку? Практика любителей показывает, что можно, причем, относительно не дорого и значительно легче и эргономичнее, чем имеющиеся в продаже. Например, из тонкой мембраны или даже кордуры. Либо, из тонких синтетических брезентов, но имеющих хорошую вентиляцию.
Из всего вышесказанного вытекает следующий вывод. Носовой тент – это, на мой взгляд, необходимая конструкция на лодке ПВХ. Особенно, если лодка чаще используется для рыбалки, чем для прогулок в хорошую погоду. Особенно, если эти рыбалки проходят на больших и подверженных ветрам и волнам акваториях. Носовой тент защитит и от волн, и от брызг и, даже в какой-то степени от дождя того, кто находится в носу лодки.
Хотя, нужно отметить и еще одну особенность нахождения тента на лодке. Несколько возрастает парусность судна, но не критично, особенно, когда идешь бортом к ветру. С этим необходимо считаться. На скорость ПВХ судна в безветренную погоду, носовой тент практически никакого влияния не оказывает. Многочисленные замеры, которые проводились на разных лодках, показали, что при скоростях движения до 40-45 км/час, падение скорости не более 1-2 км/час.
На больших скоростях , понятно, сопротивление будет более заметным.
Такое снижение в расчет можно не принимать. То есть, всё говорит в пользу НОСОВОГО ТЕНТА.
А о том, какие варианты тентов, закрывающих часть кокпита или даже весь кокпит, есть у наших производителей, уже в ближайшем выпуске журнала.
Владимир Колгин