О лодках, моторах, реках и озерах

Учитывая, что в наших краях множество рыбаков ловят рыбу с лодок, «лодочная тема» на различных этапах (от выбора, покупки и до оснащения – тюнинга) всегда находится в топе самых обсуждаемых. Понятно, что каждый, вновь вошедший в роль рыбака, ждёт от плавсредства чего-то своего, только ему близкого и понятного. Но, тем не менее, уже многие вопросы решены, консенсус найден и можно говорить о некоем коллективном опыте. Понятно, что есть исключения, но в целом обобщения сделать можно.

В этой статье будет много, даже необычно много, цифр, которые взяты не с потолка, а исходя из соображений удобства, комфорта и, конечно же, безопасности, на основе многочисленных испытаний различных корпусов, проведённых на разных по размеру и характеру волны водоёмах Северо-Запада.

Итак, этап выбора лодок. Поговорим о наиболее демократичных и распространённых ПВХ-лодках. Благо, с недавнего времени требования со стороны ГИМС МЧС стали значительно более человеколюбивыми.

Обычно, чтобы упростить задачу, надо сразу же оговорить некие критерии. Первый критерий: планируемые акватории для одного-двух рыбаков. Это наиболее распространённые команды на воде в судах подобного уровня.

Сразу хочу сказать, что разговор пойдёт только о лодках и моторах. Финансовую составляющую, транспортировку лодки до водоёма, хранение судна между рыбалками и в межсезонье я оставлю «за скобками».

Уже на этапе покупки плавсредства необходимо определиться с командой, которая ОБЫЧНО будет на борту.

Наиболее удобный для двоих спиннингистов размер начинается примерно с цифр 3,2-3,3 м. Всё, что короче и, соответственно, меньше по площади кокпита, создаёт тесноту, с которой сложно мириться. Для трёх спиннингистов размер лодки должен быть не менее 4-4,2 м.

Если же в приоритете поплавочная ловля, когда члены команды сидят, то размер плавсредства может быть несколько сокращён. Для одного – от 2,6-2,7 м, для двоих – от 3,1-3,3 м, и для троих – от 3,6-3,8 м.

Читать еще:  Ладога штормит? Не беда! Крупные притоки выручают всегда

Следующий параметр, влияющий на размер судна – это водоём. И здесь, на мой взгляд, прежде всего стоит исходить из критерия безопасности.

Если это небольшие реки и озёра, где волна может представлять опасность разве что в период шквалов или ураганов, то есть когда можно в течение пары минут добраться до берега, вполне подойдёт лодка длиной 2,8-3 м с соответствующим размеру диаметром баллона.

Относительно крупные озёра, скажем, расположенные на Карельском перешейке Ленинградской области, потребуют уже более крупной лодки, размер которой должен начинаться с цифр 3,2-3,4 м.

Для Финского залива, учитывая, что большинство рыбалок в основном проходят неподалёку от берегов или дамбы, но помня, что это уже море с возможностью возникновения буквально за несколько минут неприятных коротких волн «с баранами», потребуется лодка ещё больших размерений. И я бы нижнюю границу обозначил отметкой 3,6-3,7 м.

А теперь… Ладога и Онего… Так как и там, и там уже может быть очень специфическая крутая волна, а от берега в поисках трофеев приходится отходить относительно далеко, и сами берега имеют не много удобных подходов и закрытых бухт, где можно спокойно причалить в случае усиления ветра, я бы предложил ещё больше увеличить безопасный размер. На мой взгляд, он должен быть не менее 3,8-4 м.

И наконец ещё одна акватория, ставшая особо притягательной в последние 5-6 лет. Это Белое и Баренцево моря, куда каждый год поток рыбаков возрастает в геометрической прогрессии. Там требуется судно, пригодное для океана. Поэтому для относительно безопасной рыбалки в тех краях стоит «положить глаз» на лодки от 4,5 м с диаметром баллона от 550 мм.

Читать еще:  Как зимует щука подо льдом в разные периоды. Это полезно знать рыболову

Соотношение размерений лодки и мощности мотора… Я не буду говорить о «покатушечных» вариантах, когда после «баночки пивка» некоторых молодецкая удаль толкает «позажигать». Это уже не рыбацкий разговор.

С точки зрения рыбалки дело обстоит примерно так: для одного шкипера на небольшом водоёме вполне хватит мотора мощностью 5-6 л.с., чтобы передвигаться в режиме глиссирования на судне длиной 3-3,3 м. Даже если на борту будет хороший, но в рамках разрешённых норм, улов.

Для двоих же, если лодка позволяет устанавливать более мощный мотор, уже нужно не менее 8-9,8 л.с. Такой мотор может быть установлен на корпус 3,2-3,3 м, а может и на корпус 3,8 м. Но нужно понимать, что для второго случая глиссирование будет возможно лишь при небольшой полезной нагрузке, помимо двух членов команды.

 

Для уверенного глиссирования вдвоём и чтобы не очень смотреть на загрузку, потребуется уже двигатель мощностью 9,9-20 л.с. В этом случае полная нагрузка может превышать и 300-350 кг, обеспечивая передвижение в режиме глиссирования.

На больших лодках для океана имеет смысл ставить двигатель, начиная от 18-20 л.с. и более.

Говоря о соотношении размерений лодки и мощности мотора, нужно учитывать, что надувные корпуса обладают повышенной парусностью, легко подвержены дрейфу, поэтому, чтобы справиться с ветром и волной, нужен мотор необходимой мощности.

К примеру, «демократичная пятёрка». Мотор мощностью 5 л.с. выводит на режим глиссирования и совсем небольшие лодки 3-3,2 м, и, благодаря заметному облегчению конструкции за счёт внедрения технологий НДНД, даже корпуса 3,8-4 м при условии, что на борту будет один шкипер. Но если мы переходим в плоскость практического применения лодок, то из-за увеличенной по понятным причинам парусности большой лодки её всё же следует оборудовать более мощным двигателем, чтобы минимизировать воздействие ветровой нагрузки. Особенно если лодка будет эксплуатироваться на больших водоёмах.

Читать еще:  Про лодочные винты. Отвечаем на самые актуальные вопросы

 Есть несколько  способов  повышения мореходных качеств ПВХ лодок. Наиболее простым и доступным из них является установка  носового тента – обтекателя. Их  в природе существует много разновидностей, на все случаи жизни и на любой тип лодок. Думаю, что  никого особо убеждать не стоит, где и когда без тента вполне можно обойтись,  а когда  он просто неотъемлемый атрибут лодки для покорения морских просторов. Многие рыбаки, кто выходит на большие акватории, уже по достоинству оценили эту ДЕЛЬНУЮ ВЕЩЬ на своем  судне,  которая  защищает  и от ветра и от брызг и даже от заливания встречной волной в ветреную погоду, если приходится экстренно покидать акваторию из-за надвигающегося шторма.  Разработано  несколько  разновидностей  подобных конструкций, из которых  можно  подобрать  оптимальную по функционалу  и по размеру  на любую  лодку ПВХ..

   Тент может быть изготовлен как из тонкого армированного  ПВХ материала, так и из «оксфорда». Как с   прозрачным «окошком» — вставкой так и без  него. Возможно  агрегатирование тента с таргой  (устройство для транспортировки спиннингов и для ловли на дорожку /троллингом).  При  создании трубчатой основы  тента  внутри может быть выполнена  предподготовка – проложены провода для размещения  ходовых огней.

Владимир Колгин

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *