Особенности лодок ПВХ

Кручение баллонов – он же «перекрут» – явление на надувных ПВХ-лодках повсеместное. Оно встречается в той или иной степени у всех отечественных производителей, и не только.

Замеченные в подобном «безобразии» периодически клеймятся на форумах и за глаза нехорошими эпитетами, ярко характеризующими природу произрастания рук. Но всё не так очевидно, как кажется, – часто производитель честно прикладывает силы и опыт, но, несмотря на это, тот самый «сборщик-кройщик» недоумённо разводит, глядя на результат, руками (вопреки молве растущими из плеч), отчаянно вопрошая: «Да как так-то?».

Что такое кручение баллонов

Предупреждение! Информация, которую вы узнаете, может приумножить «муки выбора». В особых случаях может необратимо изменить поведение, усугубить приступы подозрительности и недовольства совершенством окружающего мира.

Чтобы увидеть «перекрут», достаточно с нужной точки провести визуальный осмотр лодки. Для этого надуваем изделие, подходим к корме и с расстояния 1–1.5 метров смотрим на границу стыка транца с баллонами. Справа и слева от транца на баллоне проходит соединительный шов, прикрытый лентой. Оба шва должны быть на одной горизонтальной линии, оба симметричные. Если уровень швов расходится – один выше, другой ниже – то это свидетельствует о наличии «перекрута».

Перекрут баллона

Обычно «перекрут» бросается в глаза на комбинированных баллонах (при наличии границы светлой и тёмной тканей) и менее заметен на однотонных лодках. Собственно, мода на комбинированные надувнухи и спровоцировала повышенное внимание к этой проблеме. Есть мнение, что «перекрут» существовал всегда, просто мало кто его видел.

«Перекрут» до 3 см допустим, не является поводом клеймить «косяками» производителя и не наносит непоправимого эстетического вреда, так как визуально незаметен. «Перекрут» более 3 см можно определить «присмотревшись», а более 5 см обычно убивает своей наглостью среднестатистического диванного эксперта наповал. Но в любом варианте на ходовые качества это не влияет, а опасности во время эксплуатации не несёт. Почему? Для этого потребуется разобрать причину самого явления.

Читать еще:  Выбираем лодочный мотор: подержанный брендовый мотор или новый «китаец»

Кто виноват?

Сразу к главному – причина не в склейке баллонов или криво порезанной ткани. Ткани режутся по лекалам, отклонения на миллиметры допустимы, но никакой итоговой кривизны, да ещё и в расчёте на сантиметры, это не даёт. Склейка может увести в сторону шов, но тоже не на сантиметры. Дело в другом. Нам потребуется для осознания причин понять, как устроена ткань и организована работа с ней.

Ткани ПВХ, из которой делают лодки, представляет собой многослойный материал. Состоит он из переплетённого синтетического корда нитей полиэстера, на который с обеих сторон нанесён слой пластифицированного поливинилхлорида со специальными добавками. Корд обеспечивает прочность, ПВХ – герметичность и защиту. Если провести аналогию со строительством, то «несущая стена» такого материала – корд из нитей, а ПВХ – лишь отделка.

Общий вид результата теста

На завод, где производят лодки, ткань поступает в рулонах по несколько метров, далее её нарезают кусками нужной формы (по готовым лекалам) и приступают к сборке. На этапе резки важно соблюсти следующее условие – нарезать ткань таким образом, чтобы при дальнейшей склейке баллона соединялись одни и те же края нитей, а не соседние. Если мы замыкаем нить с двух сторон, то получаем круг, если соединим с соседней нитью, то получим спираль.

Любопытно, что если сравнить два таких куска между собой до склейки, то они будут похожи по размеру, как братья близнецы – не отличишь. Разница лишь в том, как они отреагируют на нагрузку (когда накачаем лодку). Там, где конец и начало нити соединены друг с другом, шов останется ровным, а там, где нить соединится с соседней – шов начнёт смещаться, приводя в итоге к «кручению». Характерно, что чем больше нитей оказывается между «началом» и «концом», тем заметнее буде «перекрут».

Читать еще:  Подготовка ПВХ лодки к сезону жидкой воды
Начало разрыва

Так как же получается, что начало и конец нитей не совпадают, почему их склеивают с соседними, допуская в итоге «кручение»?

Возможные причины:

  1. неправильная разметка и резка ткани. Ориентиром при разметке служит край ткани и установка лекал строго вдоль нитей. Как правило, требования на производствах соблюдается строго и ошибки на этом этапе маловероятны – это ответственная операция, по которой уже наработан достаточный опыт, а производить её доверяют только специалистам со стажем;
  2. кривизна корда (основы) ПВХ-ткани. Здесь как раз и прячется главная причина кручения. По умолчанию корд считается прямым, то есть подразумевается, что нити идут строго под углом 90 градусов от края полотна. Но на деле это не так, и отклонения могут быть существенными, что в итоге и «вылезает» на готовой лодке. Самое печальное заключается в том, что мало кто из производителей отбирает ткани по такой характеристике, как симметрия корда, многие даже не задумываются в надобности такого отбора, а потом искренне удивляются полученному результату и мнению об их лодках в Интернете.

Что делать?

Таким образом, при грамотном соблюдении прочих технологий, проблема кручения баллонов на деле оказывается результатом неправильного отбора ткани для будущей лодки. А как проверить ткань? Андрей Майстренко, директор завода MarkoBoats, предлагает действовать по плану:

  1. берём рулон ткани;
  2. отматываем полметра;
  3. проводим линию вдоль рулона строго под углом 90 градусов от края до края;
  4. делаем надрез ножницами вдоль одной из сторон строго по линии (около 10 см);
  5. далее начинаем рвать полотно. Разрыв пойдёт вдоль нити. Рвём до конца;
  6. смотрим характер разрыва и оцениваем, насколько критично расхождение линии разрыва с контрольной линией (см. пункт 3).

В идеале контрольная линия и линия разрыва должны совпадать. При таком варианте швы лодки будут гарантированно прямыми. Есть отклонения? Это скажется и на готовом изделии. Опытным путём можно определить возможные допуски.

Читать еще:  Marlin Motors – комплексный подход и новые моторы Marlin PROLINE

Разная ткань при таком тесте ведёт себя по-разному. Какая-то может уходить в сторону, какая-то изгибаться дугой. Оба случая для производителя служат тревожным сигналом. Кроме того результаты теста могут меняться в зависимости от участка, взятого для проверки. Допустим, в начале рулона тест показал отклонения в 5 мм, а в середине может показать уже 5 см.

Конец — разрыв ушел от контрольной линии

В любом случае, если нужно сделать идеальную лодку, где гарантированно не будет кручения, это самый простой и эффективный способ отобрать подходящую ткань. Вопрос в том, насколько производители готовы его применять. Ведь при нынешней ситуации это требует не просто отбора из имеющихся предложений, но и серьёзной, плотной и долгой работы с поставщиками. А тем со своей стороны с производителями.

Как быть?

«Всё это замечательно, – скажете вы, – но мне-то как быть, если от меня здесь ничего не зависит?»

Во-первых, смириться с тем, что лодки с «перекрутом» могут быть у любого производителя – как повезёт. Не верите – зайдите и проверьте в первый попавшийся магазин: сами удивитесь и продавцов «обрадуете».

Во-вторых, не переживать понапрасну. Как правило, «перекрут» до 5 см допустим, а если на лодке классические концевики (в форме карандашей), то и больше. Когда концевики скошенные, не помешает проверить эстетику, особенно со стороны дна. Но, что действительно критично, это геометрия баллона (не путать с «перекрутом») – проверить можно, обратив внимание на носовую часть: баллоны должны находиться в одной плоскости. Один не должен быть выше другого.

Во-третьих, если «перекрут» стал для вас «идеей фикс» (а я предупреждал), то при возможности осматривать перед покупкой конкретную лодку. Глядишь, при таком подходе и производитель зашевелится – станет более пристально ткани отбирать.

 

Алексей Лазарев