Ладожский экстрим-марафон вокруг Ладоги на надувных лодках

Вот уже несколько лет подряд в последние выходные мая пляж в поселке имени Морозова, что находится в истоке Невы прямо напротив крепости Орешек становится местом сбора небольшой флотилии, в основном состоящей из надувных моторных лодок. В лодках нет рыболовных снастей, зато есть большое количество канистр с топливом и всё свободное место в кокпите заполнено туристическим снаряжением. Если вы случайно попадёте в это время на этот пляж и увидите это странное сборище, то знайте, что это начался  Ладожский экстрим-марафон, целью которого является обойти вокруг Ладоги за минимальное время на надувных лодках, которые из за своего небольшого размера и веса, помноженного на мощность двигателя можно сравнить со скаковыми лошадями, а их водителей – с жокеями на скачках.

Само мероприятие не является клубным, скорее – это неформальный сбор единомышленников-водномоторников, для которых это событие является хорошим поводом открыть новый сезон на воде и лишний раз испытать на прочность не только свои лодку, мотор и снаряжение, но и самого себя на прочность, так как это мероприятие – одно из немногих (если вообще не единственное в Санкт-Петербурге), где всё – по-настоящему. Настоящий многодневный поход, настоящие условия полной оторванности от цивилизации и настоящая опасность в виде Ладоги, которую после близкого знакомства с ней язык не поворачивается назвать озером, потому что понимаешь, что это – самое настоящее море.

поход по Ладоге

В этом году в марафоне приняли участие четыре экипажа. Основу флотилии, то есть три из четырёх составляли надувные лодки «Gladiator», представленные в размерах 380 и 450 (экспериментальная модель, созданная на базе серийной 430, но об этом чуть позже) все с НДНД и двигателями 9.9 л.с. и одна серийная лодка 420 с жёстким полом от другого производителя.

Маршрут марафона уже несколько лет остаётся практически неизменным. Старт в посёлке им. Морозова – устье р. Видлица – Валаам – финиш на том же пляже. Но если раньше этот переход предполагал три дня с двумя ночёвками в Видлице и на Валааме, то в этом году было решено разбить последний переход с Валаама на два дня, что в итоге оказалось верным решением.

День первый – переход до Видлицы

Утро первого дня нашего Ладожского экстрим-марафона выдалось на редкость солнечным. Первые часы нового сезона на воде для водномоторника – это одно сплошное удовольствие. Вдоль отмеченного навигационными знаками судового хода выходим в  Невскую губу. Слева – Осиновецкий маяк, справа вдалеке виднеется остров Кареджи. Но волна до полуметра в Невской губе не даёт расслабиться и заставляет держать обороты двигателя на половине. И вот настаёт время отвернуть от судового хода вправо и взять курс в открытую Ладогу. После двух часов движения из поля зрения пропадают последние берега, и мы оказываемся в открытой безбрежной Ладоге. Единственное – волнение так же пропадает, и мы двигаемся с маршевой скоростью, имея в ориентирах только облака на горизонте и стрелку навигатора, указывающую направление.

лодки гладиатор

Проходит ещё три часа и наступает время дозаправки. Кто-то заливает топливо в бак из канистры, кто-то просто переключает штуцер с основного бака на резервный. Судя по показаниям навигатора – мы находимся где то на траверзе Волховской губы, но при этом маяк острова Сухо нам не виден, а это значит, что мы находимся минимум в сорока километрах от любого берега Ладоги. И здесь происходит первая встреча с коренным обитателем озера – ладожской нерпой. Этот любопытный зверь вынырнул из воды практически по пояс и с удивлением наблюдает за нашей странной процессией. Хотя странно здесь скорее то, что нерпа встретилась нам так далеко от берега – обычно они стараются не отходить от места лёжки больше чем на 5-10 километров.

Ближе к административной границе с республикой Карелия, где-то на траверзе Свири погода начала портится. Небо застлали серые тучи и поднялся ветер, нагнавший очень неприятную короткую волну. Ну а не доходя километров тридцать до Видлицы пошел моросящий дождь. Последние десять километров до берега мы прошли буквально омываемые водой как снизу, так и сверху и борясь с резкими порывами ветра. Однако Ладога и здесь показала свой характер и в устье Видлицы мы зашли, освещаемые светом солнышка и при полном безветрии. Более того, ничего здесь не напоминало о том, что нам пришлось испытать буквально какой-то час назад при подходе к берегу. Всего на этот первый переход было потрачено 10 часов времени и два полных бака горючего по 20 литров.

консервы кронидов

Ну а что нужно туристу-водномоторнику после трудного перехода? Правильно – вкусно, много и желательно быстро поесть! И на протяжении всего марафона нас очень здорово выручили консервы от компании «Кронидов». Особенность водномоторного туризма и его отличие от пеших и автомобильных путешествий в том, что как правило на берег из лодки ты вылезаешь мокрый, уставший и злой как чёрт, а разбивать лагерь нужно быстро. И на необходимый в этой ситуации плотный и сытный ужин просто не остаётся не сил, не времени. А консервы от «Кронидов» это – готовые блюда в мягкой реторт-пакетах, которые достаточно просто разогреть любым доступным образом – можно в котелке над костром или прямо в тарелке на углях, или на водяной бане. Но кроме того, что это быстро, это оказалось ещё и очень вкусно. Так, на первое блюдо ужина был попробован «крестьянский» суп с грибами и куриный суп «по-домашнему».

Читать еще:  О винтах для моторов небольшой мощности

Так вот в первом случае в каждом пакете были обнаружены здоровенные цельные опята, а во втором — куски курицы размером с пол кулака взрослого мужчины. На второе попробовали гречу и макароны с говядиной – всё оказалось очень вкусно и позволило наесться до отвала. Уже позже – во время других стоянок были распробованы и другие блюда. Особенно хочу отметить суп-солянку и цыплёнка с овощами по-мексикански. Ну а простая тушеная говядина и буженина оказались просто восхитительной закуской и пошли у нас с бутербродами на ура. Так же очень хочу отметить, что вкус у блюд больше всего напоминает домашнюю кухню. Как у бабушки в деревне.

еда в походе

А это значит, что никаких усилителей вкуса и пищевых добавок там нет. Так же, как и соль-специи можно добавлять по вкусу. Более того – так как в нашей компании был один убеждённый вегетарианец, то и для него в ассортименте «Кронидова» нашлось, что покушать. Причём ел он эти блюда так, что за ушами щёлкало. Настолько вкусно было человеку.  Так что распробовав консервы от «Кронидов» могу с уверенностью сказать, что вопрос с походным питанием для меня закрыт – в свои вылазки на природу и походы буду брать их, так как  эти блюда позволяют питаться в походе (да и перекусы на работе сюда же можно посчитать) не только разнообразно, но и вкусно. Кстати, как показала практика – упаковка от этих консервов сгорает в костре полностью и после неё ничего не остаётся. Так что она ещё и экологичная.

День второй – переход Видлица – Варышев камень – Валаам

Утро второго дня как бы намекало – быстрее собирайтесь и в путь! Солнце и свежий ветер. И если первое – это хорошо, то второе для водномоторника это всегда испытание. Перед самым началом похода было оговорено, что мы посетим одно знаковое место на берегу Ладоги – Варышев камень.

Варышев камень находится в 15-ти километрах от устья Видлицы по воде напротив деревни Погранкондуши. Внешне – это огромный валун размером с небольшой грузовик, который находится в воде в 30 метрах от береговой линии. Его особенность в том, что там он такой один. Камень имеет практически правильную кубическую форму, как будто кто-то стесал его грани огромным зубилом, но скорее всего он имеет естественное происхождение и принесён сюда ледником. Это место интересно тем, что в древности по Варышеву камню проходила граница между Швецией и Новгородом. Другими словами – граница между цивилизацией Славян и цивилизацией Запада. Как подумаешь – сколько исторических коллизий связано с этим местом, сколько судеб переплелось из-за этой границы, сколько человеческих жизней… Аж мурашки по коже.

эхолот практик 7

Кстати, вплотную подойти к Варышеву камню нам позволил эхолот «Практик 7». Дно Ладоги в этом месте каменистое и каменные гряды начинаются метров за 200 от берега, а вода – очень мутная, поэтому даже очки с поляризацией не позволяют разглядеть подводные валуны. Но благодаря эхолоту мы смогли проложить безопасный фарватер прямо к камню и не оставить у него винты и редуктора подвесных моторов. Вообще эхолот «Практик 7» оказался очень удобной и практичной штукой. Датчик крепится на транец с помощью струбцины и соединяется проводом с дисплеем, который можно разместить как на держателе, так и в кармане, закреплённом на борту лодки. Более того – с помощью скачанного на смартфон приложения им можно пользоваться через сеть WI-FI с мобильного телефона, что делает его ещё более удобным в использовании. Эхолот рисует не только рельеф дна, но и показывает наличие и размер рыбы под лодкой.

После осмотра Варышева камня мы продолжили путь на Валаам. Из-за ветра в прибрежной зоне поднялась неприятная волна, поэтому было принято решение отойти километров на 5-7 от береговой линии, где волнение было поменьше, а глубины – побольше. Путь до Валаама занял шесть часов и потребовал дополнительной заправки. Справа от нас были пройдены небольшие острова Парго, Хейнялуото и огромный остров Мантисаари. К Валааму мы подошли через пролив у острова Бармадан и обогнув Валаам слева зашли в Монастырскую бухту.

В прошлом году нам не удалось встать на Валааме из-за коронавируса, точнее – встать нам разрешили, но с условием, что после высадки мы останемся на Валааме на две недели за свой счёт из за карантина, в результате чего тогда нам пришлось ночевать на радиоактивном острове Мёкериккё. В этом году разрешение на стоянку было получено, и мы встали на ночёвку на специально оборудованном месте для туристических стоянок в заливе Петровский, где поставили лагерь и пошли осматривать местные достопримечательности.

Читать еще:  Надувные лодки б/у - стоит ли брать? Часть вторая

Валаам

Прежде всего, что меня поразило на Валааме – это какая-то прямо оглушающая тишина. Остров огромный, на нём есть полноценные леса и даже болота, при этом сам остров очень холмистый, так – за километр пути от места стоянки до монастыря пришлось преодолеть несколько крутых спусков и подъемов. Места очень красивые – отвесные гранитные скалы в бухтах и симпатичные заливы и заводи не оставляют равнодушным. А вот что касается святости этих мест, то, к сожалению, в этот приезд ощутить её мне не удалось… Может быть потом, что количество люксовых иномарок здесь превышает количество встреченных монахов, или по тому, что все постройки монастыря носят следы свежего косметического ремонта, а убранство главного храма – так вообще один сплошной новодел, начиная от резного алтаря и заканчивая иконами, большая часть которых посвящена новоявленным святым вроде членов последней императорской семьи.

поход на лодках Гладиатор

Да и минимальная стоимость магнитика на память тут начинается от 150 руб., что за кусочек пластика с цветным фото на мой взгляд всё же перебор. Так же удивило количество кошек. Кажется, что этих мохнатых проказников на острове больше – чем жителей. При этом за всё время пребывания на Валааме не было встречено ни одной собаки. Зато видели ежа и безногую ящерицу – медянку. Привычка прогуливаться в новом месте вдалеке от туристических маршрутов завела меня на вполне себе современную ТЭЦ с топливохранилищем, а неприметная тропинка в лесу – к стоящей в тихой заводи плавучей бане, оборудованной современной системой видеонаблюдения и снаружи больше смахивающей на коттедж, чем на место для гигиенических процедур. Часть острова вообще закрыта для посещения туристами и по слухам там строится то ли резиденция патриарха, то ли дача для первых лиц… Но повторюсь, само место очень красивое – тихое.

День третий. Валаам – бухта Владимирская – берег полигона

Утро третьего дня началось вкусным завтраком консервами «Кронидов» и прогулкой до храмового комплекса, во время которой в храме были поставлены свечи, посещён местный музей (удивительно бестолковый, так как в основном там представлены предметы обихода конца XIX, начала ХХ века и ни слова не сказано про историю этих мест) и произведена закупка сувениров в виде магнитиков, сыра из местной сыроварни по цене, сопоставимой со стоимостью серебра за грамм и крайне неплохого монастырского кваса.

тушенка Кронидов

В путь мы отправились, когда на часах было уже 12. Наш маршрут прошел по внутренним протокам Валаама через Монастырскую бухту, Владимирский мост, Кукинский и Московский заливы с выходом в открытую Ладогу из последнего. Сложность прохождения этих путей в том, что на Валаам из Приозерска и Сортавалы постоянно пребывают «Метеоры», которые двигаются практически бесшумно и на большой скорости, а также в том, что на нескольких участках очень мелко, а дно каменистое. Но и тут нас опять выручил эхолот «Практик 7». Кстати, за всё время прохождения по протокам Валаама он постоянно сигнализировал о наличии крупной рыбы под нами, чем, видимо, местные жители и монахи активно пользуются, так как мы постоянно встречали на своем пути монахов на лодках и с удочками.

Переход до острова Коневец и находящейся рядом с ним бухты Владимирская не запомнился ничем необычным, разве что однажды на нашем пути из воды буквально в каких-то двух метрах от борта лодки опять вынырнула нерпа. Посещение Коневца возможно только по благословлению, поэтому в этот раз мы туда не пошли. А бухта Владимирская знаменита тем, что в ней находится плавучая заправка одной федеральной сети АЗМС, где можно пополнить запас топлива, что и было сделано.

После заправки было принято решение искать место для стоянки

Особенность этого места в том, что после устья Бурной и поселка Пятиречье берег Ладоги – это закрытая территория военного полигона, которая на всех картах отмечена как запрещённое место для стоянки. Однако мы рискнули пристать к берегу на очень живописном песчаном пляже, окружённом соснами километрах в пятнадцати от Пятиречья. Более того, следы туристических стоянок в этом месте окончательно убедили нас, что мы далеко не единственные, кто пользуется этим берегом для ночёвок. Но всё равно, так как эта территория считается закрытой для посещения и людей там бывает мало, на берегу были встречены не только следы человеческой жизнедеятельности, но и следы диких животных. В частности – огромное количество следов кабанов.

фонарь мультисвет от компании Русонар

Более того – кабанов там так много, что даже палатки пришлось ставить прямо на тропу, которую кабаны протоптали вдоль берега. Что касается других легендарных северных животных — комаров, которые своим присутствием способны отравить любое путешествие в этих местах, то способ борьбы с ними в этом походе был выбран мною крайне оригинальный. Дело в том, что с собой у меня были два фонаря «Мультисвет МС-25» и «Мультисвет МС-16» от компании РУСОНАР, одна из функций которых – противомоскитный свет. Достаточно просто выбрать в настройках фонаря необходимый режим и повесить его в палатку как источник света, как результат – ни одного летучего спиногрыза рядом с моей палаткой ни на одной стоянке обнаружено не было. Кроме этой полезной функции каждый такой фонарь сам по себе является весьма полезной вещью в любом походе. В одном корпусе он сочетает в себе фонарь направленного света, светодиодную полосу с регулируемой яркостью, сигнальный свет с мигающими синим и красным огнями и указанный выше противомоскитный свет.

Читать еще:  Октябрь на южной Ладоге

фонарь от компании Русонар

А если ко всему этому добавить ещё заявленную влагозащиту IP68, магнитные фиксаторы на корпусе для крепления к металлической поверхности, например, в гараже и шнурок-темляк для переноски, а также возможность использовать такой аккумуляторный фонарь в качестве power-bank для подзарядки смартфона через порт USB Tape-C, то такой гаджет становится букально незаменимым в любом походе. Единственный недостаток, который я увидел в этих фонарях как водномоторник, это, на мой взгляд, отсутствие в спектре отдельно зелёной и красной подсветок. Что позволило бы использовать их ещё и в качестве ходовых огней на моторной лодке при движении в тёмное время суток. А так приходилось использовать их только как топовый огонь. Но думаю, что производитель прислушается к этому замечанию и в следующей генерации добавит эти функции. Кстати – аккумулятора в обоих фонарях хватило на весь поход и это при том условии, что от МС-25 я периодически подзаряжал свой смартфон.

Утро последнего дня было просто удивительное — небо в постельных тонах на рассвете и вода гладкая — как зеркало. Однако к тому времени, как мы наконец собрались покинуть место стоянки небо затянулось тучами и подул довольно таки крепкий встречный ветер, который поднял волну. Как результат — до бухты Морье шли на 1/4 газа три часа постоянно сражаясь со встречной волной и порывами ветра. Было даже вынесено рациональное предложение обратиться к высшим силам, чтобы волнение прекратилось. Что и было сделано. В бушующую воду плеснули немного монастырского кваса из Валаама и Кока-Колы из бутылки. Кто-то попросил Хозяина Ладоги, кто-то обратился к покровителю мореходов Николаю Угоднику ну а кто то просто попросил, чтобы волнение стихло. Точно не могу сказать, что конкретно подействовало из этого комплекса ритуальных мероприятий, однако немного не доходя до Осиновецкого маяка Ладога действительно успокоилась! Финиш у нас был назначен в деревне Маслово на правом берегу Невы и это расстояние в 20 км от Орешка мы буквально пролетели за каких-то 40 минут.

поход на лодках Гладиатор по Ладоге

Как уже говорилось выше – основу нашей флотилии составили лодки «Gladiator». Изначально их производство было налажено в Китае, но в последнее время его основная часть локализована у нас в Санкт-Петербурге, причём не только производство, но и КБ, где их модифицируют с учётом нашей местной специфики. Так, в марафоне принимали участие эксперементальная модель «Gladiator» 450, сделанная на базе серийной модели 430 и оборудованная надувными фальш-бортами и дистанционным управлением двигателя. Так вот водитель этой лодки весь марафон не шел, преодолевая тяготы и невзгоды туристической жизни, а отдыхал за рулем своего маломерного судна. Настолько простым и удобным себя показала эта лодка. Ещё одна лодка  «Gladiator 380» была  оборудована её владельцем под себя – на ней стоял навигационный комплекс, отрегулированная под владельца банка и мультирумпель.

Я же шёл на серийном «Gladiator 380» с НДНД, из особенностей которого было разве что отсутствие жёсткой банки и замена её на надувное съёмное сиденье, что в итоге мне показалось гораздо более удобным решением. Так же очень порадовало наличие носового ходового тента  — который не только надёжно защищал меня от ветра и брызг, но и под который было спрятано всё моё туристическое имущество, которое включало в себя палатку, спальник, пенку, рюкзак сс вещами, сумку с провизией и четыре двадцатилитровые канистры с топливом. При этом места в кокпите лодки оставалось более чем достаточно, ну а о её мореходных качествах говорит сам факт того, что она вместе со мной успешно прошла всю дистанцию марафона и даже не потребовалась дополнительная подкачка баллонов. Кстати, подвесной лодочный мотор так же был «Gladiator 9,9» — раздушенный до 15 л.с. И за всё это время перехода ему потребовалось только один раз подтянуть крепление румпеля. Что касается запуска и работы – то они были очень стабильные и ни разу никакого дискомфорта от этого двигателя я не испытал. Так что «Gladiator» — надёжная техника. Можно брать.

И вот наконец долгожданный слип. Где можно уже окончательно снять ставший за эти четыре дня второй кожей костюм-поплавок и заняться разборкой лодок. Всего за время поездки было пройдено расстояние в 700 км. Топливо — 120 литров. Ну а взамен мы получили право носить шеврон «Слабоумие и Отвага» с девизом этого мероприятия и пару магнитиков с Валаама. Ну и конечно же огромное количество новых ощущений, которых, как показала практика хватит на целый год. Как раз до следующего марафона.

Автор: Павел Прудников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *