Про лодочные винты. Отвечаем на самые актуальные вопросы

Просматривая на досуге наиболее часто посещаемые интернет-сайты водно — моторной направленности, довольно регулярно сталкиваюсь примерно с таким или очень близким по смыслу вопросом. Упуская детали, суть его сводится к тому, что когда покупал лодку с мотором, то все устраивало, и прежде всего скорость. А потом, по мере освоения новых акваторий, изучения опыта коллег и разговоров с рыбаками на берегу, в сознание начали закрадываться некие сомнения…Что-то медленно едет моя лодка в стандартной нагрузке из двух человек.

Иногда это просто выражение легкого разочарования, а иногда автор подбирает такие слова и интонацию, что просто какой-то SOS или MAYDAY. И естественно, что все сразу бросаются на помощь, но…

Если посмотреть статистику рекомендаций по этому поводу, то картина вырисовывается примерно такая. Половина сходу предлагает радикальные решения — «резать транец» или, наоборот, «наращивать транец». А вторая половина, не ознакомившись с параметрами движения, сразу  — «менять винт».

лодка гладиатор

Не поддерживаю ни первых, ни вторых, хотя подход вторых мне несколько ближе.

Итак, по пунктам, почему именно так. На самом деле, причин относительно невысокой скорости лодки довольно много. И чтобы «докопаться» (в хорошем смысле) до основной, стоит  определиться с методикой поиска. А она, эта методика, довольно проста.

Надо убедиться, что лодка сама по себе едет хорошо. Для этого проводятся испытания на пустой лодке с минимальной загрузкой. Когда известны параметры движения: обороты двигателя измерены по тахометру, скорость измерена при помощи GPS-навигатора. И если результат соответствует табличному (таблица приведена в прошлом номере журнала) или очень близок к нему, то это положительный сигнал. Лодка в порядке и винт к мотору подобран близко к оптимуму. Это значит, что при небольшом увеличении полезной нагрузки существенного снижения скорости быть не должно.

Читать еще:  Лодки ПВХ с днищем НДНД – требуется ли защита?

лодочный сервис

Если же оно произошло, то причин может быть несколько.

И для пайольных лодок, и для лодок с НДНД (надувным днищем низкого давления) очень критичным является  давление в глиссирующей поверхности. У пайолок – в кильсоне. А кроме этого, в форме кильсона и его размере доходит он до транца или нет. Образует «вмятину» или «бугор» или линия киля плавно переходит в транец. При низком давлении в НДНД при движении с нагрузкой возникает эффект «переезда через бревно».

Поэтому рекомендация перваярабочее давление в НД и в кильсоне должно соответствовать максимально допустимому  производителем.   Причем давление проверяется при накачке на берегу и после загрузки лодки, уже стоящей на воде.

Рекомендация вторая – при движении в глиссирующем режиме нельзя перегружать нос лодок, ставить мотор на «первую дырку», тем самым создавая избыточный ходовой дифферент на нос. Лодка начинает «рыть носом», резко возрастает рыскливость, брызгообразование, ухудшается управляемость и заметно снижается скорость с резким повышением путевого расхода топлива.

При испытаниях лодок «налегке» также могут выявиться некоторые моменты, сигнализирующие, что не все в порядке.

  1. Обводы лодок. Наиболее часто это присуще корпусам китайской сборки/склейки. «Косячки» проявляются в первую очередь у пайольных конструкций. Большинство из них конструктивно не приспособлены для быстрого движения. Не оптимальная форма баллона, нарушена геометрия вклейки днищевого полотна, из-за чего лодка «залипает» и начинает рыть носом. Всевозможные неровности днища вблизи транца и неверная геометрия формы концевиков.

Что же касается лодок с НДНД, здесь картина более радостная. Большинство производителей, чей стаж на рынке перевалил за 3-5 лет, уже научились делать и хорошо идущие днища, и грамотно вклеивать днищевую пластину. Но это ручная сборка…, поэтому «человеческий фактор» присутствует и свою долю в процент если не брака, то в некоторое нарушение  гидродинамики всё же вносит.

Читать еще:  Проект "Чистая Вуокса" или как сделать мир немного лучше

лодочный сервис барракуда

Причем он может начать проявлять себя, когда возрастает полезная нагрузка.

  1. Это винты. Понятно, что цены на них сейчас заметно подросли и могут нанести «удар» по семейному бюджету. Поэтому заметно выросло число покупок на Али. А вот тут-то и ожидают неприятности. Довольно много «брендов» за относительно небольшие деньги оказываются с нарушением геометрии. И по своим параметрам даже близко не подходят для достижения приемлемых показателей на воде. По-хорошему, они требуют проверки и восстановления до рабочей формы. Понятно, что это дополнительный расход, и тут уж выбор каждого. Либо дорого, но с большой вероятностью, что приобретаешь качественную НУЖНУЮ вещь, либо… лотерея с дополнительными расходами.

Если же с лодкой и с движителем все в порядке, то можно переходить к деталям «разгона» груженой лодки.

лодка альтаир

При идеальном подборе винта для легкой/пустой лодки он должен вплотную приблизиться по оборотам к максимальным для этого мотора. При загрузке показатели тахометра, естественно, понизятся. Если снижение произошло на 200-300 об/мин, то заниматься подбором винта для этого груза не стоит. Если понижение больше, то стоит.

При условии идентичной геометрии (тот же самый производитель винта) уменьшение шага на 1 дюйм добавит 300-350 об/мин.

Но если это будет винт другого производителя, с другой геометрией, а чаще еще и другого диаметра, то никакие аналогии уже работать не будут.

лодочный мотор

Чаще проблемы возникают, когда лодка эксплуатируется налегке, а потом с максимальной загрузкой. В этом случае без двух винтов уже не обойтись.

Следует помнить, что для глиссирования необходим минимальный шаг винта, начиная от 7,5 -8”. Лишь он  при условии работы на оборотах более 5500 об/мин способен двигать лодку быстрее 25-26 км/час. И если сравнивать эти винты со стоковыми, которые шли в комплекте с мотором из магазина, то «грузовые» вполне могут быть и несколько большего диаметра. Но если таких в продаже не будет, то возможен и тюнинг винта, о чем мы уже говорили в прошлых выпусках журнала.

Читать еще:  Перевозка ПВХ лодки на прицепе. Маленькие хитрости

Владимир Колгин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *