Лодочные винты… теория и практика применения

В материале о том, как оптимально подвесить на транец лодки мотор, я вскользь прошелся  по винтам. Настала пора об этом поговорить чуть подробнее и попытаться совместить теорию, практику и ту продукцию, что у нас есть  на прилавках специализированных магазинов.

Понятно, что вопрос оптимального подбора лодочного винта волнует далеко не всех… Очень много коллег, купив мотор со «стоковым винтом» ничего не меняют и не подбирают. Это продолжается до тех пор, пока винт не повредится от удара… И тогда  начинаются поиски достойной замены. Либо, традиционный маршрут на рыбалке по каким-то причинам изменился, как правило, возрос, и возникла необходимость либо в большей тяге, либо в улучшении экономических показателях. Ну, а некоторым уже необходима большая скорость.

Поэтому, вопросов много и пути их решения могут быть разные, в зависимости от многих обстоятельств.

С судовыми винтами, на самом деле, не все так просто. Нет и не может быть прямых аналогий  и все зависимости между параметрами винта и скоростью хода судна, не носят линейных пропорций. О чем это я так мудрено? Один и тот же винт, на одном и том же моторе, но поставленный на одноразмерные корпуса одного веса, может дать весьма ощутимый разброс  скорости. Причин несколько. Это и разное буксировочное сопротивление корпусов и, как следствие, разное поведение винта в разных режимах движения.

Чтобы представить себе диапазон подобного разброса, придется немного коснуться теории. Любой, кто имеет в пользовании лодочный мотор, как правило, уже знает, что винт имеет два основных значения – диаметр и шаг. И все дальнейшие расчеты или предположения строит исходя из этих цифр. А если быть более точным, то из значения шага. И в первом приближении всё действительно просто. Поступь лодочного винта — расстояние, которое он пройдет при нулевом сопротивлении за один оборот и будет равно этому самому шагу. Нулевого сопротивления в жизни не бывает, поэтому появляется ПРОСКАЛЬЗЫВАНИЕ (или, как вариант – скольжение винта), которое «отбирает» у поступи примерно 5-15% значения. Если больше 15%, то … это говорит о том, что винт требует либо доработки, либо замены. Но, это теория и… самые первые шаги практики. Если начинаешь углубляться и пытаться решит какую-то свою насущную проблему, то «вылезает» еще целый букет неожиданностей. О которых, собственно, и пойдет разговор дальше.

Читать еще:  Рыбалка по первому льду в Ленинградской области

Еще в нулевых годах столкнулся с тем, что на некоторых лодках моторы отказывались ехать даже близко к расчетным значениям. Возникало ощущение, что винт в воде просто начинал работать , как миксер, но лодку при этом разгонять отказывался. Хотя, на первый взгляд всё выглядело вполне рабочим. Но, когда вооружился линейкой, то выяснилась пара неожиданностей. Которые касались лодки. У лодки был заметный провал перед транцем и днищевая ткань не имела нормального натяжения. Эти «траблы» удалось вылечить только в одном известном питерском сервис-центре.

Казалось бы, больше ничего не мешает лодке поехать хорошо. Да, скорость немного подросла, но… до ожидаемых показателей она все равно не дотягивала.

И уже на этом этапе появилось желание разобраться в причинах и попытаться их преодолеть. Понятно, что без GPS-навигатора и тахометра, это сделать невозможно. Кроме этого, для чистоты эксперимента нужна зеркальная поверхность воды в стоячем! водоеме.

Первые заезды заставили думать, что винт для лодочного мотора на максимальных оборотах «начинает проворачиваться на втулке». Но, это обычно наблюдается при прохождении лодкой горба буксировочного сопротивления, то есть,  диапазона 14-16 км/час. А здесь «горб» нормально проходится  и все неприятности начинаются на скорости около 33-34 км/час.  Хотя, симптомы на слух очень похожи.

Но, «собака порылась» немного не там. Точный вердикт был вынесен на шаговой горке…Да, да…именно она дала понимание проблемы. Комплект угольников однозначно показывал, что заявленный шаг присутствует только у ступицы (в корневой части лопасти), а ближе к краю, он заметно !!! уменьшается. Внешне, без приборов это может увидеть только специалист. Для подавляющего  большинства пользователей, винт выглядит идеально… и никаких проблем со втулкой.

Что же мешает винту нормально разгонять лодку?  Это  к а в и т а ц и я… да-да, именно раннее начало кавитации. Любое нарушение геометрии шага винта, в большую или меньшую сторону, приводит к созданию ПАРАЗИТНЫХ вихрей, как следствие – разрежению, уменьшения давления внутри потока. А как известно из школьного курса физики, вода просто закипает при понижении давления при значительно более низких температурах. На хорошо изготовленных винтах подобные разряженные зоны возникают ближе к краям лопастей из-за так называемого, индукционного сопротивления- явления перетекания жидкости с нагнетающей поверхности на всасывающую при довольно больших оборотах, около 4000об/мин. И чем больше нарушается геометрия винта, тем ниже это число…Оно может не дотягивать и до 2000 об/мин.

Читать еще:  Надувные лодки б/у - стоит ли брать? Часть вторая

И как только известный в водномоторных кругах Алмай (в миру А. Яблонский) восстановил точную геометрию винта, всё поехало  нормально. Лодка разогналась уже за 40 км/час. Понятно, на сколько важно быть уверенным в точном соблюдении производителем выбитых на ступице параметров винта.

Здесь небольшое отступление. В связи с появлением на нашем рынке большого количества так называемых «китайских моторов», стали попадаться и в продаже винты с нарушением геометрии или не соответствием шага нанесенной маркировке.  С подобным браком доводилось сталкиваться неоднократно. Причем, если первые выявленные в начале столетия «косяки» присутствовали у винтов компании Solas, то последние лет 10, если не больше, к этому бренду претензий вообще никаких нет. А вот «Китай» — это лотерея. Отсюда проистекает и необходимость, если вы решитесь на точный подбор винта, шаговую горку использовать в качестве обязательного атрибута этого  процесса.  

Пожелание, на мой взгляд, очень нужное, но…сложно выполнимое. Хотя, если в перспективе есть намерение не ограничиваться одним мотором и одним винтом к нему, то сделать для личного использования шаговую горку вполне реально. Если же подбор винтов будет редкой процедурой, то наладить контакт с кем-то, кто занимается ремонтом, восстановлением и тюнингом винтов, вполне реально.  Вот так выглядит проверка винтов на шаговой горке

 

 

А о том, какую методику применять при подборе винта для различных вариантов загрузки лодки, уже в следующий раз…

Владимир Колгин

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *