Размышления о надувных лодках

Часть 3.

За десятилетие конструкция лодок с надувным днищем прошла период довольно серьезных технических изменений и модернизаций. Причем эти изменения коснулись как конструктивных особенностей формирования профиля днища, в плане повышения его устойчивости к внешним воздействиям и надежности клеевых соединений, так и обводов судов.

Производители этих корпусов с самого начала столкнулись с проблемами выхода лодки на режим глиссирования, и, что самое главное, обеспечение нормальной управляемости на скоростях глиссирования. В результате проведенных работ различными компаниями, проблема была успешно решена и устройства, позволяющие значительно улучшить ходовые качества лодок были даже защищены патентами РФ. Лодки с надувным дном низкого давления по скоростным характеристикам не уступают аналогичным конструкциям с жестким несущим элементом – пайолом.
Но, если дальше продолжать сравнение, то конструктивные особенности и задают ряд особенностей поведения на воде. Это и объективные характеристики движения в различных режимах и условиях, это и субъективные ощущения тех, кто лодки эксплуатирует.
Начнем с формы днища. На лодках с надувным килеватым днищем обводы по принятой в судостроении классификации – выпукло-килеватые. Такая форма днища обеспечивается продольными перегородками – нервюрами при изготовлении самого днища. За счет этого получается, что при небольших нагрузках лодка лишь слегка касается баллонами воды. А это в свою очередь приводит к тому, что эти корпуса в большей степени подвержены дрейфу — сносу под воздействием ветра. Но это речь только о килеватых корпусах. В небольших количествах серийно выпускается еще один тип надувных лодок с днищем низкого давления. В конструкции с плоским днищем добавлен один элемент, точнее два – на каждом борту. Это скеги – дополнительные баллоны небольшого диаметра, которые идут почти по всей длине баллона основного, образуя своеобразные лыжи. Для дополнительной защиты эти баллоны помещены в специальные приклеенные чехлы. На скегах лодка начинает скользить, когда достигнет необходимой скорости. Подобная катамаранная схема, позволяет при небольших удельных нагрузках, использовать поток набегающего воздуха в созданный тоннель, для развития дополнительной подъемной силы.
При небольших скоростях таких корпусов, узкие баллоны – скеги, полностью погружаясь в воду, работают как кили, позволяя судну заметно лучше удерживать курс. Но, сложность подобной конструкции, в итоге определяет и ее стоимость. Она заметно выше, чем у килеватых судов всех конструкций.
В отличие от них, лодки пайольной конструкции, значительно ближе по классификации к судам с вогнутокилеватыми обводами. А некоторые из них, даже приближаются к конструкциям тримаранным. Это становится заметно начиная примерно со второй трети длины корпуса. Именно здесь, лодка установленная на ровном полу, будет касаться пола по трем направлениям – две линии баллонов и линия кильсона. У моделей лодок с улучшенными мореходными качествами, более ярко выраженным оказывается киль. Он находится заметно ниже уровня баллонов по всей длине лодки и даже на транце. Такая форма киля заметно улучшает курсовую устойчивость и поведение лодки на волне. А если посмотреть на днище, то четко просматриваются некие своды – тоннели.
Устойчивость на курсе такой конструкции заметно выше, чем у обводов выпукло-килеватых.
Следующей объективной особенностью корпусов, является место установки транцевой доски. На пайольных конструкциях, транец продолжается до днища. И является для днище формообразующим элементом – днищевое полотнище наклеивается на его нижнюю грань. Именно форма этой грани во многом определяет характер срыва потока, а вместе с этим и управляемость лодки и скоростные, а значит и экономические показатели хода .
На лодках с надувным дном низкого давления, высота транцевой доски заметно ниже (экономия веса). Его нижний край приходится точно на палубную часть надувного дна, высота (или точнее — толщина) которого, уже в свою очередь вместе с высотой доски определяют высоту транца.
Так как надувной изделие с углами, близкими к 90 градусам сделать крайне затруднительно, пневматика стремиться принять форму, близкую к шару (или цилиндру), то производителям первых лодок с полностью надувным днищем пришлось решать проблему организации нормального, без замывания и без «петухов», срыва потока из-под днища. О чем говорилось выше.
Проблема успешно решена. И можно сказать еще об одном качестве лодок с НДНД. Надутое днище защищает транец от удара, уберегая, тем самым и от возможных повреждений. И, при этом лодка не имеет жестких элементов в своей конструкции, кроме транца. Для такой конструкции корпуса любая деформация будет упругой, то есть после снятия воздействия, все возвратится на круги своя. Выходит, что подобный корпус наиболее пригоден для сплава по речкам с каменистым дном, Останется только защитить корпус от возможных проколов, порезов или разрывов об острые предметы на дне. Обычно это делается дополнительной наклейкой ПВХ профилей или дополнительным слоем ткани. Разработан и еще один вариант – нанесение слоя прочного полимерного покрытия.
В отличие от надувного дна, лодки с пайолом подобной защиты транца не имеют.
В определенной среде бытует мнение, что лодки с надувным днищем, не пригодны для ловли на спиннинг. Как об этом отзываются наши корреспонденты, владельцы подобных корпусов?
Отзывы о ловле на спиннинг с лодок с НДНД.
 
Артем А. ИРКУТСК. Лодка «Гидра 380»
Для того, чтобы спиннинговать с нашей лодки стоя, нужен, конечно, навык. Если она пустая, то довольно валкая. А вот когда имеет обычную загрузку, то вполне приемлемо. Правда я, как для себя незаметно, нашел очень удобной положение, когда прислонился одной коленкой к мотору и совсем забыл, что ловлю с лодки, не имеющей жесткого днища. Но со спиннингом в носу находиться не очень удобно. Если в лодке окажется второй спиннингист или мне придется рыбачить с носа, то наверно предпочту сесть на банку. А может, что-то на нее положу, чтобы сидеть чуть выше. Если лодка не движется, а стоит на якоре, это совершенно безопасно.  
 
ФЛАГМАН 380 – Владимир ……Санкт-Петербург
 Джиговать стоя можно, но когда упираешься ногой в мотор. Я себе сделал четырехслойную сидушку на резинке и, в совокупности с накладкой на банке, получил довольно высокую посадку. Поэтому, получается отлично ловить в заброс сидя на банке.


 ФЛАГМАН – 320LАлександр ….Москва.
 Многие спрашивали меня, а можно ли вообще стоя ловить в этой лодке и насколько комфортно это делать? Честно скажу, стоя ловить конечно же проще в пайольной лодке, но ловля стоя с НДНД вовсе не сложна, стоит только приобрести привычку к высокому центру тяжести, как начинаешь замечать и серьезные плюсы. Я вообще люблю ловить твичингом, да и на джерки тоже периодически, а и для того и для другого очень даже важна высота нахождения рыболова над уровнем воды. А конкретно ловля с НДНД сильно снижает шансы хлестания кончиком спиннинга по поверхности, работать им приходится с намного меньшей оглядкой.
 
Говоря об удобстве ловли стоя с лодок полностью надувной конструкции, над отметить и оперативную реакцию производителей на запросы о возможной доработке лодки. Одно из решений приведено на фото. Компания «Флагман» в качестве опции, предоставляет складной настил на надувные палубы своих лодок .
Пайол распределен по всей площади кокпита равномерно, что способствует понижению центра тяжести судна. Уровень палубы на них несколько ниже, а глубина кокпита, соответственно больше, чем на конструкциях лодок с надувным днищем. Что делает их в статике более остойчивыми, а посадку на штатные банки более удобной.
Он, в зависимости от размера лодки, находится на уровне 390-410 мм, что не очень сильно напрягает ноги в коленях.
Есть и еще один момент у конструкций с пайолом, о котором следует упомянуть. Это общий вес лодки в сборе, он несколько выше, чем у полностью надувных лодок аналогичных размерений. Но при транспортировке получаются два места, каждое из которых весит меньше, чем неделимый вес лодок с надувным днищем.
Эти особенности лодок в каких-то случаях являются их неоспоримыми достоинствами, а в каких-то могут рассматриваться и как недостатки. Все целиком зависит от тех целей, которых собирается достичь владелец этого судна. Какие-то свойства для него становятся первостепенными, а с чем-то он просто мирится, так как в его случае они не важны.
То есть, по сути, особенности каждой конструкции позволяют подобрать плавсредство с необходимым набором качеств, исходя из условий рыбалки и своего видения оптимальной лодки.  
Представленные отзывы о лодках этих производителей далеко не случайны.
ВИКИНГ 340le — ЮРИЙ, СПБ
ВИКИНГ 340le
лодка ВИКИНГ 340le

Наибольшее количество рыбалок, было на Волхове, иногда с родственниками выходили на озёра с палатками, там серьёзной волны практически не бывает. Пару раз выходил в Финский у дамбы, волна была 0,5метра более. Викинг не забрызгивало, но чувствовалось, что это уже не его стихия, так как пайол «дышал». Для такой волны нужна лодка по-больше и пожёстче…
 
 
 
 
 
ФЛАГМАН – 320 — Сергей…   Саратов
 Отрыбачил на своём Флагмане два сезона, практически еженедельно езжу на рыбалки. И по итогам этих двух лет, с полной уверенностью могу сказать, для меня это самый сбалансированный комплект: лодка весит 28кг, мотор — 26кг. Всё под силу, всё комфортно. Выбором пока очень доволен. Что будет дальше — посмотрим. Человеку не свойственно долго останавливаться на достигнутом, и я в этом числе.
 Сапсан-340Александр СПБ
Сейчас пошел уже второй год эксплуатации, и «Сапсан» мой побывал и на Вуоксе, и на Ладоге, и на Онеге. И везде я был в нем уверен – лодка построена добротно и даже один вдали от берега чувствовал себя безопасно.
Лодка отлично управляется и гораздо лучше проходит волну по сравнению с тем же «Викингом»: в этом заслуга конструкции кильсона.
В большинстве случаев лодка эксплуатируется с мотором «Маринер-15» (скорость на загруженной лодке порядка 36 км/ч, на пустой – почти 40 км/ч) и редко (на короткие выезды) – с Тохатсу-3,5.
 ФЛАГМАН 380 – Владимир ……Санкт-Петербург
 На воде надежды в целом оправдались. Довольно высокие скорости, показанные под моторами – 27, 35 и 43 км/ час (с одним человеком) соответственно, для меня не достижения, а в первую очередь, показатель хорошей гидродинамики корпуса и возможной экономичности хода. Наличие компаньона в кокпите предсказуемо понижало скорость до 16, 28 и 36 соответственно, что позволяло довольно бодро передвигаться по гладкой воде и небольшой волне.
Лодка отслужила уже три сезона, не вызвав никаких негативных эмоций. Все вполне предсказуемо.
На сегодняшний день могу сказать, что под те условия рыбалки, которые есть у меня, Флагман 380 под указанными выше моторами, полностью отвечает моим требованиям к надувной лодке.
 
КАСАТКА 365 — Андрей К
 Отлично идет по волне, в штормовую погоду, и это проверено, причем многократно.
За счет большой килеватости, лодка реально хорошо управляется и идет по воде. Даже в большую волну. Особенно когда груженая, она идет как крейсер.
Благодаря фанерному полу (пайолу), в ней удобно стоя ловить рыбу.
Собирать-разбирать Касатку значительно проще и легче, чем тот же Кайман.
 
 ФЛАГМАН -380 – Вениамин .. Красноярск
Лодка в разных, таёжных условиях, показала себя на отлично! Таскание по мелям, прохождения порогов, лов рыбы-всё доставляло нам огромное удовольствие. В общем, мы своей лодкой мы очень довольны! Приложу пару фоток с этого сплава, любим мы очень свежего, таёжного хариуса!
 Лодка АЛЬТАИР –ПРО 360, АЛЕКСЕЙ -Гатчина
Лодка АЛЬТАИР

 Берег, тишина… Сборка лодки была облегчена опытом моих спутников и электрической помпой Браво HP, ставим мотор, загружаемся и вперед. Перед решающим стартом сердце колотилось в удвоенном ритме, ведь трое в лодке, новый мотор, новая лодка…, и буквально с первых мгновений я понял, что не напрасны были все хождения в поисках моего комплекта! Лодка встала в глиссирующий режим и ровно пошла намеченным курсом, практически не обращая внимания на неспокойную воду. Когда Свирь раскрыла свои объятия и озеро встретило нас своей бескрайностью, здесь мы впервые встретились с ладожским судаком, но, все равно, более яркое впечатление у нас осталось от лодки и от тугого, пьянящего встречного ветра…
 
В определенной степени эти производители во многом «законодатели моды» в этом сегменте малого судостроения и вдумчивые исследователи и разработчики, которые смогли внести очень весомый вклад в отработку оптимальной формы конструкции лодки в целом и днища в особенности. У которых отлажена обратная связь с пользователями их продукции, что позволяет оперативно реагировать на любые замечания и двигаться вперед, понимая запросы любителей водномоторной рыбалки, отдыха и путешествий по воде.
Не хочу принижать заслуги других производителей, чьи лодки не попали в этот перечень. Они не менее надежны и также пользуются заслуженным доверием и, соответственно, спросом. Но, будучи на выставках и имея возможность, что называется в онлайне, вблизи провести сравнение деталей, становится понятно, что резерв для их развития и совершенствования конструкций, еще имеется.

Читать еще:  РиБы компании FORTIS. Знакомимся с производством

Владимир Соколов