Иногда уже по приезде на берег водоёма происходит маленькая неприятность. После накачки лодки слышно предательское шипение. Или при спуске уже накаченной лодки на воду откуда-то из-под днища бежит непрерывная череда мелких пузырьков. Подобный дефект может возникнуть и в процессе рыбалки.
Угроза для «пневматики»
Судаку, оказавшемуся в лодке, вряд ли кто возьмётся объяснять, как надо себя вести, когда растопыривать спинной гребень, а когда не стоит. Да и любой крупный хищник, прыгающий по дну лодки с воблером в зубах, – также потенциальная угроза целостности надувных элементов лодки. Курение на борту «пневматики» тоже чревато своими последствиями. Особенно опасен тлеющий «хабарик» и особенно если он попадёт в место, где есть какой-то поток воздуха. И в этом случае уже вполне реален неблагоприятный для ткани исход. Причиной повреждения могут стать и не очень аккуратное обращение с режуще-колющими орудиями на борту лодки, какой-то мусор с острыми краями на берегу. Или даже протектор сапога, куда вместе с глиной попал небольшой кусочек стекла. По крайней мере, указанные сценарии отлично известны тем, кто профессионально занимается ремонтом лодок.
Алгоритм оценки «размера трагедии»
Не стоит надеяться, что травление прекратится само собой. Стоит сразу же попытаться определить место травления и примерный уровень опасности. То есть как быстро снижается давление воздуха в закрытых объёмах. Обычно для этих целей применяется вода или мыльный раствор. Желательно покрыть этим составом или водой всю поверхность, чтобы не пропустить все точки травления, их, к сожалению, может оказаться и не одна.
Особо неприятны случаи травления воздуха из-под защитной ленты. И далеко не факт, что обнаруженный и заделанный дефект – полное решение проблемы: частенько эта «пакость» позже проявляется и в других местах. Так что это именно тот случай, когда заклейка носит временный характер – и лодка после рыбалки должна обязательно быть отправлена в сервис к специалистам. Очень часто точка рядом с лентой, где замечены пузыри, – просто удобный для воздуха выход. А сам дефект находится относительно далеко от места пузырения.
В подавляющем большинстве случаев потеря воздуха совсем небольшая и, имея на борту хороший насос, можно принимать решение о продолжении поездки, изредка «добивая» замкнутый объём, чтобы компенсировать потерю давления.
Итак, когда дефект выявлен, перед нами дилемма: начинаем его устранение или плывём дальше. Если это небольшая речка и плавание в пределах видимости базы, то можно и несколько отложить ремонт. А вот если это крупный водоём и в планах есть уйти куда-то далеко, то судно всё-таки должно иметь отличное состояние.
Решаемся на мелкий ремонт
Последовательность операций при выполнении заклейки обычно прописано в сопроводительных документах на лодку: в паспорте или в инструкции. Здесь будут лишь некоторые пояснения.
При выполнении клеевых работ есть некоторые ограничения и по погоде. Они связаны с тем, что при температуре окружающего воздуха ниже +15 0C полимеризация замедляется, причём весьма ощутимо. Также нежелательно присутствие большого количества влаги. А дождь просто категорически противопоказан. Однажды, когда вдали от цивилизации прошлось производить подобный ремонт, чтобы получить приемлемые условия для работы, мы делали навес из ткани и под ним разводили небольшой костёр.
Подготовка к ремонту
Большинство ПВХ-материалов не нужно обрабатывать шкуркой для улучшения прилипания, как это описано на некоторых сайтах. Достаточно просто обезжирить склеиваемые поверхности. Для этого подойдёт и шампунь, и мыло, о водке или спирте я уже и не говорю. Словом – любой растворитель. Нежелателен лишь ацетон и его производные: при неумелом или неаккуратном использовании он оказывает дубящее воздействие на поверхность материала далеко за пределами заплатки, что может повредить ткани.
Точно так же обезжиривается и заплатка, которую вырезают из находящегося в ремкомплекте куска ПВХ. Её контуры обозначают на лодке, и по своим размерам она должна перекрывать зону повреждения на 15–20 мм.
Когда обе склеиваемые поверхности высохнут, на них – и ту, и другую – наносят тонкий слой клея из ремкомплекта – и снова всё подсушивают. Ориентировочное время сушки – около 10–12 минут при температуре воздуха около +20 0С. Критерий готовности – клей не должен липнуть, когда к нему прикасаешься тыльной стороной пальцев.
Под повреждённую часть баллона нужно подложить любую относительно ровную и жёсткую поверхность, например банку. Именно на ней следует производить непосредственно этап заклейки. Проводится он следующим образом. Заплата аккуратно устанавливается на повреждённое место (по нарисованному контуру) и плотно прижимается рукой. Потом проводится самая ответственная операция – прикатка, от качества её выполнения будет зависеть надёжность склейки. Для её проведения необходимо иметь приспособление, схожее со шпателем. Это может быть кусок пластмассы или металла с ровной кромкой или даже нож. Правда, с соблюдением осторожности. Подойдёт и любой гладкий предмет, имеющий выпуклую ровную поверхность, которая при сильном нажатии не повредит поверхность ПВХ ткани. Цель операции – удаление всех пузырьков воздуха из области склейки и обеспечение максимально прижатия элементов друг к другу. Прикатка выполняется радиальными движениями от центра заплатки к краям с плотным прижатием прикатывающего устройства. Торопиться не стоит – важно обеспечить равномерное прилегание по всей поверхности.
После окончания операции выдерживается пауза около двух часов. Потом баллон можно уже надувать до рекомендованных значений. Но после окончания плавания необходимо провести дополнительный контроль проведённого ремонта.
Это касается небольших повреждений. Если имеет место разрыв ткани с уничтожением куска материала, то имеет смысл такую заплатку ставить с двух сторон баллона. Вначале, проведя обезжиривание внутри баллона, завести латку туда. Выполнить все процедуры по прикатке. А спустя несколько минут всё повторить и снаружи, может быть, чуть с большим перекрытием.
Если в ткани имеется небольшой прокол, то для ликвидации такого отверстия можно применить медицинский шприц, в который залито небольшое количество клея. Технология этой работы следующая. Баллон надувается до поднятия и разворачивается так, чтобы отверстие оказалось внизу. В отверстие вводится игла шприца и во внутреннюю полость выдавливается несколько капель клея. После этого, не меняя ориентации баллона, его следует немного сжать, чтобы клей начало выдавливать из отверстия наружу. Дать клею просохнуть несколько минут. И после этого уже сверху положить небольшую каплю клея. Можно обойтись и без заплатки.
Для выполнения подобных ремонтных работ производителями предусмотрена судовая аптечка, в которой содержится однокомпонентный клей и кусок (куски) ткани ПВХ. Обычно для хранения этих вещей предусмотрен пластиковый контейнер. Я в этот контейнер добавил пузырёк с растворителем на 50 мг, 2-кубовый шприц и небольшой кусок ветоши. Нож, ножницы, которые могли пригодиться не только для ремонтных работ, входили в комплект мультиинструмента. Особо актуален был шприц, когда на ПВХ-лодке выходили на ночь «погонять судака».
Владимир Колгин