Начиная с апреля 2017 года на страницах журналов нашего издательства Fishingroup были опубликованы серия статей про безопасность на воде и ряд статей, посвящённых спасательным жилетам.
Целью, которую ставила редакция, было довести до читателей мысль, что ценой беспечности может оказаться человеческая жизнь. Вторыми, кто страдает от непродуманности судоводителей и их пассажиров, оказываются их близкие родственники и друзья. Задумайтесь над этими моментами.
Долгожданная суббота
А теперь перейдём от теории и практики к реальной истории. Она приключилась в одну из суббот августа на водах Финского залива.
С утра я отчалил от берега с огромным желанием половить судака. До меня доходили слухи, что если его и не раздают, то поймать суточную норму не составляет особого труда. Однако четыре часа на воде никакого результата не принесли, хотя рыбу на эхолоте я всё же видел, а значит, она была просто не активна. Далее ко мне присоединилась моя семья, и в прогулочном режиме мы таки уговорили пару судаков. После этого мои домочадцы вернулись на твёрдую землю и занялись кулинарными изысками, а я мысленно собрался и навёл тщательный порядок в лодке, чтобы далее продолжить рыбалку в одиночестве. Собрался – означает, что я вновь из папы и супруга перешёл в состояние рыбака и полностью сконцентрировался на рыболовном процессе.
Отходя от берега, я стал внимательно рассматривать акваторию, пытаясь понять, в какую сторону уходили вновь прибывшие рыбаки и куда они направили свои лодки.
S.O.S.
Моё внимание привлекли три «поплавка» на воде, которые я увидел недалеко от островка из камыша. Мне этот вид ассоциативно напомнил людей, сидящих в байдарке или каяке. Но что-то было не так в этой картинке…
Решил удостовериться, всё ли в порядке. Подплыв поближе, увидел следующую картину: из воды торчал нос пластиковой лодки, за которую держались три человека в спасательных жилетах. В их глазах читались растерянность и усталость. Мне же надо было понять, насколько они адекватны и не находились ли они состоянии алкогольного опьянения. Из краткого ответа я понял, что у одного из потерпевших силы на исходе, и решил его первым затащить к себе в лодку.
После двух неудачных попыток, так как вес гражданина был явно за 120 кг, логично было принять на борт двух других потерпевших и затем общими усилиями заняться спасением первого. Имён я их не запомнил, зато моё имя они усвоили мгновенно, что в дальнейшем упростило совместные действия. Тяжёлого господина поднять в лодку мы так и не смогли, поэтому решили, что просто отбуксируем его к берегу. Сколько эта буксировка длилась по времени, не скажу, но как только его ноги коснулись дна – господин ожил, и в глазах появились сознание и адекватность.
«Разбор полёта»
Все живы и здоровы. Думаю, то, как шёл дальнейший сбор плавающих вещей по акватории и поднималась лодка с мотором, не вызовет у читателя большого интереса, а вот почему такая ситуация сложилась – объясню. Оказалось, что грузный господин стал вынимать якорь из зацепа и тем самым создал большой крен судну на один борт, отчего произошёл оверкиль.
Какие выводы я могу сделать из этой истории? Во-первых, всем спасло жизнь то, что на каждом были надеты, а не лежали рядом спасательные жилеты. Во-вторых, температура воды была 20 градусов по Цельсию, и они не замёрзли, их сосудистая система справилась с непредвиденными водными процедурами без последствий.
Но есть другие выводы (и наблюдения), какие я сделал в процессе этого спасения:
- Как советует «Справочник яхтсмена», написанный Бондом, в критических ситуациях необходимо немедленно прекратить панику. И это действительно так. Это позволит делать разумные шаги или действия.
- Для операции по спасению человека за бортом надо подготовить верёвку, и она должна быть не тонкой. Лучше если это будет конец Александрова.
- Отсутствие пахового ремня на спасательном жилете сильно мешает его владельцу принять правильную позу, и его руки постоянно подняты вверх.
- По той же причине потерпевшему невозможно помочь залезть в лодку – спасательный жилет просто может соскочить с его владельца.
- На воротнике спасжилета, поддерживающем голову, должна иметься петля, за которую можно схватить и удерживать, а в дальнейшем и буксировать потерпевшего, опять же если есть паховый ремень. Буксировка на спине создаёт меньшее сопротивление и волнообразование, и лицо не замывается волной.
- Свисток и сигнальный огонь ускоряют понимание окружающих, что люди в воде не купаются, а потерпели бедствие. Поверьте, люди, проезжая мимо, даже если и смотрят в сторону потерпевших, могут их не видеть и не воспринимать ситуацию такой, какая она есть на самом деле. Сил на крик может и не остаться.
- Спасательный жилет должен быть оранжевого, а не камуфляжного цвета!
- Я в лодке был один и потому смог принять на борт пассажиров, так как её грузоподъёмность 500 кг, и это благодаря днищу НДНД, а размер лодки небольшой.
- Увиденное произвело на меня такое впечатление, что в ближайшее время я собираюсь отправиться в спортзал.
Желаю всем учиться на чужих ошибках, и если вы собираетесь выходить на воду, пересмотреть и изменить своё отношение к средствам спасения и безопасности.
Правила по спасению людей на воде написаны кровью, помните об этом.
Андрей Спирин