Первое, что приходит в голову – ТАСС. В далёком 1934 году впервые в эфире прозвучала фраза: «ТАСС уполномочен заявить». А так как многое в этом мире имеет заявительный характер, то позвольте представить новый модельный ряд лодок с днищем НДНД компании «Альтаир».
Новинка, которая сумела удивить!
Днище НДНД решительно выходит на первые позиции по продажам, и это не случайно. Очевидные плюсы перечислялись неоднократно, а те водномоторники, которые попробовали эти лодки в деле, становятся их поклонниками. Кому-то нравятся лодки небольшого размера, можно сказать «карманного». Их полюбили рыболовы, которые предпочитают ловить рыбу в одиночестве. Другие же, оценив преимущество днища НДНД и воспользовавшись небольшим весом подобного судна, «пересели на более крупные размеры».
Когда Дмитрий Тимофеев, директор компании «Альтаир», позвонил мне и предложил поучаствовать в тесте новинки, он внёс определённую интригу, ведь речь зашла о серии, которая получила приставку S, что означает «Sea» (море). А это уже заявка с претензией на особые мореходные качества!
Из предварительной беседы стало ясно, что лодка 420HDS длиной 4200 мм должна продемонстрировать свои лучшие стороны и возможности, даже когда на её транце будет 15-сильный подвесник.
Мотор Toyama 9,9, форсированный до 15 л.с., давно радует водномоторников своей неприхотливостью и непринуждённо отдаёт при полных оборотах нужные нам лошадиные силы. Кстати, надо отметить, что и другие представители модельного ряда Toyama, такие как 5 и 9,8 л.с., неоднократно участвовали в водномоторных соревнованиях и помогают владельцам завоёвывать призовые места.
Для теста Дмитрий привёз коллекцию винтов 11-го, 12-го и 13-го шага, что меня немало удивило, так как для «пятнашки» в тандеме с лодкой 420HDS напрашивался один-единственный шаг, равный 10 дюймам, а он отсутствовал. Это была вторая интрига.
На первом же заезде с винтом 11-го шага стало понятно, что лодка с новым днищем НДНД позволяет раскручивать обороты у двигателя до номинальных, при которых мы получаем удивительно высокую скорость для «пятнашки» с водителем весом 90 кг – стабильные 43 км/ч. Лодка после выхода в режим глиссирования «встаёт» на скеги и киль, баллоны полностью выходят из воды, в результате чего смачиваемая поверхность имеет минимальную площадь. Принимаем решение установить 12-й шаг (по факту это 4-лопастной винт 11-го шага, который приравнивается по оборотам к 3-лопастному 12-го шага). Хочу уточнить: все винты были проверены мастером на шаговой горке, что максимально точно нас ориентирует при анализе полученного результата. Как и следовало ожидать, обороты немного упали, но в скорости мы получили прирост. И скорость составила 45 км/ч, хотя мы время от времени видели цифру 46. Но, делая поправку на волну и ветер, остановимся на 45. Предполагаю, что водномоторники, имеющие мало-мальский опыт, читая эти строки, не верят своим глазам. Вот и я, занимаясь тестами более 15 лет, мягко говоря, удивился. Такие скорости доступны спортивным болидам, а не серийным лодкам. Но у нас-то с собой был винт 13-го шага, который приобретался исключительно для гонок на соревнованиях для лёгких лодок! Он из нержавейки и не «пиленый». Спортсмены поймут, о чём я. По сути это можно считать третьей интригой, сложившейся по ходу теста. Мы с Дмитрием ждали развязки, желая увидеть, сможет ли вообще лодка выйти на глиссирование с этим винтом. «Вжик!» – пропел Toyama 9,9, форсированный до 15 л.с., и в течение 3 секунд без особого дифферента на корму лодка встала на скеги и киль и с лёгкостью преодолела скорость свыше 40 км/ч. На рекорд мы и не рассчитывали, но сам факт, что мотору обводы лодки дали возможность раскрутиться до 4500, можно назвать убедительной победой. В ту же минуту я осознал, что всё, что я ранее знал о надувных лодках, винтах, а также о других нюансах и особенностях в этой сфере, подлежит глубокому переосмыслению.
Но не менее удивительным оказался и другой результат. Когда был установлен 4-лопастной винт 11-го шага, об особенностях которого я уже рассказал выше, мы увеличили нагрузку до 210 кг. Полученная скорость составила 42 км/ч! Лодка в тандеме с мотором практически не отреагировала на прибавку 120-ти кг. Напомню, что с одним человеком на борту скорость с этим винтом составила стабильные 45 км/ч. И, как вы понимаете, потеря 3 км/ч при дополнительном весе 120 кг – можно сказать, просто незначительная.
Эти замеры дают возможность предположить, что при расчётах того, какую нагрузку судно способно вывести на глиссирование, на одну лошадиную силу можно закладывать 45-50 кг. Таким образом, для 15-сильного мотора получим 650 или 750 кг соответственно. А где нужна такая грузоподъёмность? Ответ очевиден: на море, когда, например, идёт добыча трески. А также она требуется тем, кто много путешествует и любит это делать с комфортом, набирая с собой много скарба.
«Винты, винты, винты – это всё здорово… – заметит читатель. – А где практические выводы? Что в итоге имеем?». Задуманный проект для моря с приставкой S воплощён в жизнь. Широкий метровый весьма вместительный кокпит идеально подходит для морской рыбалки, улучшает обитаемость на судне, когда идёт о добыче трески, сайды, зубатки и другой рыбы. Большие баллоны и надувное днище обеспечивают высокую грузоподъёмность и безопасность. Обновлённое днище НДНД позволяет мягко двигаться по волне на высокой скорости, что заслуживает высокой оценки, ведь речь идёт о ситуациях, когда предстоят многочасовые переходы и жёсткие удары волн в корпус лодки выматывают организм, особенно спину. Вышеуказанная конструкция днища делает движение по неспокойной воде комфортным, и это могут оценить те, кто имеет опыт хождения в большую волну.
Пляшем «от печки»
Интрига №4: пора открыть ещё некоторые козыри. Внимание, в основу лодки 420HDS легла недавно разработанная лодка 400HD, о которой мы писали в журнале №02 (171) в феврале 2020 года. Из статьи Владимира Колгина «Альтаир 400 – новая лодка днищем НДНД» можно о ней узнать более подробно. Но в данный момент нас интересует, что разница в длине и в ширине между прототипом и новинкой составила 200 мм. Если с длиной всё понятно, то по ширине разница вполне ощутимая. Вы только представьте себе кокпит на 200 мм шире! Для надувной лодки это невероятная роскошь! А теперь «вишенка на торте»: на лодке 400 HD максимальная скорость составила те же 45 км/ч! Вот так необычно работает новое днище НДНД. Теперь становится понятно, почему «ТАСС уполномочен заявить»: компания «Альтаир» сконструировала и запустила в производство уникальную серию!
Требования рынка
Но далеко не всем нужны грузоподъёмные и вместительные лодки. Чаще мы видим на рыбалке более компактные суда, которые значительно удобнее в перевозке и в хранении. И для любителей подобных лодок выходит в серию ещё одна новинка от компании «Альтаир» – модель 410 HD. За основу здесь взяли уже известную 320HD, которую вытянули на 4100 мм. Как вам такой расклад? Это суперидея и находка для тех, то предпочитает ловить на мелководных озёрах и лиманах. Данная лодка рассчитана на то, что на её транец можно устанавливать как 5, так и 9,8 л.с., а при желании – максимально допустимую «пятнашку».
Особый интерес к этой лодке проявят владельцы моторов-болотоходов (Long Tail), уникальных по своей проходимости даже на глубине 15 см.
И надо отметить очень важный параметр: в сложенном виде эта лодка имеет весьма компактные размеры и незначительный вес. Её можно перевозить в багажнике обычного седана, не говоря уже об универсале или хетчбеке.
Скорость под 5-сильной Toyama с винтом 8-го шага и загрузкой 90 кг составила 26 км/ч. Конечно же, если поиграть с подбором винта, можно получить и большую скорость. Но надо ли? Если кому-то нужен драйв, тогда уж лучше установить на транец 15-сильный мотор и ходить на скоростях свыше 40 км/ч. Но, как обычно и бывает, «золотой серединой» является мотор 9,8 л.с. Он лёгкий, не требует регистрации и достаточно экономичный.
Ходовые качества
Длина не только «бежит». За счёт длинной базы судно очень мягко проходит волну, за что мы и любим лодки НДНД. Спину, да и в целом наше тело, надо беречь, и жёсткая тряска нам не нужна.
В повороты 410HD входит без проскальзывания и по минимальному радиусу за счёт особого строения днища. Решающую роль здесь играют скеги.
Выход на глиссирование занимает 2-3 секунды, но надо получить некоторый опыт управления лодками с днищем НДНД. Баллоны не замываются благодаря реданам.
Лодка прекрасно управляется и устойчива на курсе, что говорит о её хороших мореходных качествах.
Отмечу и ещё одно свойство: 410HD прекрасно ходит под вёслами, и это оценят те, кто любит ловить на дорожку капризного судака на небольших озёрах, соблюдая тишину, или там, где запрещено использование моторов.
Вывод
Новая серия лодок с обновлённым днищем от компании «Альтаир» найдёт своих поклонников, так как сильные мореходные стороны явно придутся по вкусу как продвинутым водномоторникам, так и новичкам.
Автор: Андрей Спирин