Водномоторный сезон плавно движется к своему завершению, отходя уже в область воспоминаний. Что-то в этом сезоне получилось лучше, что-то – хуже, над чем-то стоит подумать, а из чего-то следует сделать выводы. О них я и хочу рассказать в этой статье, поскольку считаю, что данная информация может быть многим полезна. Некоторые из этих событий произошли со мной, а некоторые – с моими хорошими знакомыми.
Проверяйте давление во всех надувных отсеках
На просторах интернета я не раз сталкивался с подобным описанием: мол, вчера поехал на рыбалку и обратил внимание на то, что лодка при штиле вдруг начинает периодически словно бы «переезжать через бревно», чуть заметно деформируясь, и всё это произошло «ни с того, ни с сего». Понятно, что причина у данного явления имеется, причём вполне объяснимая. Буквально в один из последних выездов на рыбалку мы с напарником собирали лодку, пытаясь сделать это до темноты, чтобы, проскочив по ещё светлому Новоладожскому каналу, выйти в Ладогу на условленное место встречи с дружественным нам экипажем. В некоторой спешке лодка была накачана, собрана, укомплектована и спущена на воду. Быстро проскочили канал и вышли в Ладогу, встретив друзей. Переночевали в лодках, а утром рыбалка началась буквально в нескольких сотнях метров от стоянки. И лишь когда уже ближе к обеду задул непредвиденный норд-ост и мы начали ретироваться ближе к берегу, почувствовали некоторые странности в поведении лодки: появились прохваты воздуха винтом ПЛМа. Но мы списали это на то, что в прибрежной зоне много травы и она, «обняв дейдвуд», приводит к такому эффекту. Когда вышли на гладкую воду в канал, прохваты пропали. Скорость практически не изменилась, и почти ничего необычного не происходило… За исключением того, что начался периодический «переезд через бревно». Дошли благополучно, но при разборке лодки выяснилась причина этого – недокачанный кильсон!
Как показала запись с видеорегистратора машины, зафиксировавшего в автоматическом режиме сборку нашей лодки, поддув кильсона для сборки пайола мы сделали, а вот когда нужно было «добить» кильсон до рабочего значения, мы отвлеклись на разговор с коллегами по телефону. Ну, тут сказать нечего… В следующий раз нужно быть более внимательными и сконцентрированными…
Топливная система
Ещё в жарком августе в ходе рыбалки на Ладоге к нам причалила лодка друзей – так сказать, «на перекур». И буквально краем глаза мой напарник увидел, что стоящий на ней бензобак имеет какие-то странные грани, хотя все штатные баки обычно округлой формы. Когда мы обратили на это внимание шкипера, выяснилось, что он, чтобы из-за расширения на жаре при перевозке в машине не вытекал бензин, закрыл сапун на баке, а при посадке в лодку обратную процедуру провести забыл. Хорошо, что была жара. Подобная деформация бака при невысокой температуре воздуха грозит серьёзным повреждением системы питания мотора… И тоже наверняка при посадке в лодку и старте был какой-то отвлекающий фактор, приведший к тому, что традиционный алгоритм отправки не был выполнен. Сапун оставлен закрытым.
Что касается бензопроводов – в этом сезоне было несколько случаев, причём как у меня, так и у моих знакомых, которые заставили серьёзно поволноваться.
Один из выездов на рыбалку начался вполне традиционно: проверка масла в картере мотора, пространства под колпаком, спуск лодки на воду, запуск мотора и прогрев на холостых оборотах. Всё шло в штатном режиме, но стоило только включить передний ход и чуть добавить газа, как мотор тут же глох. Наиболее вероятная версия: проблема с бензошлангом. Проверил всю магистраль до бензофильтра в моторе. Всё нормально, подсоса воздуха нигде не наблюдается, но проблема «не уходит». И лишь приглашённые специалисты смогли установить причину: «прохудилась» прокладка в креплении бензофильтра…
Буквально через полчаса звонок от друга. И… те же симптомы в его моторе… Я ему начинаю рассказывать страшную историю про прокладку, но предлагаю перед звонком в сервис подёргать шланги от бензобака в районе груши и коннектора, вставленного в мотор, а уже потом открывать колпак и смотреть, что не так под ним. И сухой щелчок коннектора, занимающего своё положенное место, ставит точку в его проблеме. Оказывается, он незадолго до этого решил навести «марафет» на колпаке мотора и шлангах: всё протирал, избавляясь от пыли и налипших насекомых, и отключал коннектор, а вот на место его ставил невнимательно.
Похожая ситуация произошла и у соседа по стоянке. Симптомы в работе мотора те же, коннектор на месте, но мотор отказывается работать на максимальных оборотах. Когда был произведён тщательный осмотр бензошланга перед самым коннектором выявили небольшое повреждение шланга. Оказывается, мотор на гидроподъёме был очень сильно откинут в рецесс и коннектор упёрся в элемент усиления транца. Пластиковый коннектор не пострадал, а вот шланг чуток надорвало. Подсос воздуха есть. Пришлось немного укоротить шланг.
Подсос и его особенности
С небольшими маломощными моторами тоже могут быть некоторые недоразумения, причём по совершенно неочевидным и малозаметным причинам. У этих карбюраторных двигателей есть одна особенность: если они оптимально отстроены, то заводятся только при «вытянутом подсосе», который после прогрева мотора рекомендуется убрать в исходное положение. Если сделать это не полностью, то мотор не сможет развить максимальную мощность. Топливо в камеру сгорания будет поступать сильно обогащенным, и его расход на километр пробега лодки может оказаться недопустимо большим.
Моем лодку для хранения зимой
До окончания сезона уже осталось не много времени, и некоторые задумываются о консервации на зимний период своих ПВХ-лодок. Правда, перед тем как убрать лодку на хранение, её стоит помыть и высушить. Не у всех дома или на даче есть необходимая для этой процедуры техника. Почему бы не воспользоваться услугами многочисленных автомоек, где всё можно выполнить самостоятельно? Стоит только подъехать не в «час пик»… Если лодка часть сезона провела на воде у пирса, для того, чтобы лучше отмыть органический налёт, в условиях автомойки, где есть слив отработанной воды в канализацию, можно воспользоваться либо «Фейри», либо «Адриланом». Лодка после такой мойки будет и чистая, и сухая, так как там есть и сжатый воздух для сушки. А вымытая и тщательно высушенная ПВХ-лодка уже может спокойно при любых температурных условиях храниться до следующего сезона.
Владимир Колгин