Пайольные надувные лодки – за и против

При покупке надувной лодки водномоторники расставляют понятные и принятые ими приоритеты, набор которых сформирован в сообществе «сочувствующих коллег». И вроде всем всё понятно. Хочешь жесткое днище – покупаешь РИБ. Требуется компактность — останавливаешь свой выбор на пайольном варианте, Именно о лодках с таким днищем и пойдёт речь в данной статье.

Разные системы пайол

Строго говоря, пайолы только условно делают конструкцию жесткой. Судите сами: если её рассматривать со стороны кокпита, она точно жесткая, а вот с обратной стороны мягкий киль и натянутая ткань — являются в ней эластичными элементами. Какую роль для нас играет жесткость со стороны кокпита? Во-первых, возможность фиксации разных элементов, например кресла или ящика с аккумулятором. Во-вторых, безопасность, когда есть опасность повреждения  днища от контакта с твёрдыми предметами. В-третьих, иметь некую уверенность, что под ногами есть «надёжная» опора, особенно во время волнения. А вот с нижней стороны пайолов ситуация не столь простая. Тут у производителей начинаются «танцы с бубнами». Киль, его форма и как посажено днище относительно баллонов – всё это существенно влияет на мореходность судна и так же на жесткость конструкции в целом.

лодки флинк

 

Например, ранее в данном издании была опубликована статья о надувной пайольной лодке BOATSMAN серии SK, где как раз рассматривается особое строение киля, который обеспечивает великолепные мореходные качества судну – мягкость хода по волне и отличные скоростные показатели. Предлагаю немного освежить в памяти, в чем особенность киля этой уникальной серии. Он многосекционный, при этом имеет одну камеру (запатентовано). Его верхняя плоскость своей шириной поддерживает пайолы, нижняя образует килевую линию, где носовая часть рассекает воду, а у транца она сформирована в гидролыжу, которая является опорой при скольжении по воде. Данная особенность строения киля позволила перейти с 12 мм фанеры на 9 мм, что сразу же отразилось на весе лодки в меньшую сторону. И этот выигрыш без потери жесткости конструкции.

Читать еще:  Байдарка Фортуна с оригинальным строением днища

Рассмотрим и другой пример: конструкция лодки Альтаир 425, которая  наиболее приближена к классической компоновке, но это только на первый взгляд. Здесь во главу поставлена форма киля, где его утолщение расположено ближе к миделю судна. Второй особенностью является посадка днища к баллону. И сами баллоны имеют характерный подъём в носовой части. Вроде всё просто, но из совокупности мелочей и  складываются  хорошие мореходные качества. Когда судно, имея минимальную смачиваемую поверхность, скользит по поверхности воды без брызгообразования и замывания баллонов с высокой скоростью – именно тогда полужесткое днище пайольной лодки раскрывает свои лучшие качества.

пайольные лодки

Надо здесь заострить внимание на том, что пайолы имеют разные системы. Есть бюджетная, где листы фанеры соединяются между собой «Н» образным профилем. А стрингер, обеспечивающий продольную жёсткость, также присоединяется к фанере без профиля, усиливающего её край. Такая конструкция дешевле и легче, но имеет зависимость от влияния влаги и абразивов на фанеру.

Более дорогой вариант, когда листы фанеры стыкуются между собой специальными алюминиевыми профилями образующими «замок» по принципу «мама» и «папа». Стингер также состыковывается с ответным боковым алюминиевым профилем. Конечно же, такая конструкция не подвержена влиянию влаги и лучше противостоит абразивам, но цена и вес будут выше. Поэтому выбор всегда остаётся за покупателем, какой системе отдать предпочтение. Можно лишь отметить, что они обе достаточно давно испытаны и отработаны.

Небольшая ремарка: при подборе мощности мотора обычно для расчетов выхода судна на глиссирование  применяют коэффициент, где пропорция равна 1:30 (на одну лошадиную силу 30 кг веса), однако вышеуказанные лодки за счет своих конструктивных особенностей демонстрируют повышенный коэффициент – 1:40. Это означает, что на транце можно устанавливать моторы меньшей мощности.

Читать еще:  Безопасность

Общаясь со специалистами в области судостроения, мною был сделан вывод, что все расчётные формулы справедливы по большей части для жестких корпусов. Надувные лодки, имеющие пайольное днище или НДНД – отдельная категория, где работают свои законы. Поэтому у производителей идёт постоянный поиск новых интересных решений. И как заметил один очень известный человек, нужно держаться рядом с «правильными» вещами. Поэтому вышеперечисленные лодки в серии можно охарактеризовать как успешные и присмотреться к ним более внимательно.

лодка с пайольным днищем

Вывод

Согласитесь, что, не зная даже частично вышеперечисленных подробностей, покупатель, скорее всего, будет оперировать самыми простыми знаниями и задавать при покупке классические вопросы о толщине ткани и ширине кокпита. Поэтому целью статьи является донести информацию о важности таких понятий, как мореходные качества и что на них влияет. Отговорки о том, что лодка приобретается не для гонок, а только для рыбалки, не совсем корректны, поскольку всё надо рассматривать в совокупности и не забывать про то, что хорошо спроектированная лодка позволяет использовать моторы меньшей мощности. Тогда вместо 15 л.с. можно обойтись 9.9 л.с., а это отсутствие регистрации, наличия прав и налогов. Согласитесь, что это очень весомый аргумент при выборе лодки.

Автор: Андрей Спирин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *