Рассмотрев общие подходы в выборе мотобуксировщиков, настало время поговорить и о деталях, которые могут очень серьёзно повлиять на выбор этого устройства.
Дело в том, что наряду с решением вопроса о хранении мотособаки, в один ряд встаёт вопрос и о транспортировке буксировщика от условного дома до берега водоёма. А здесь уже возможны варианты, о которых и будет дальнейший разговор.
Вариант № 1
У будущего владельца «мотопса» наличествует авто с фаркопом и есть прицеп, на котором легко размещается и сам буксировщик, и необходимое число корыт. Остаётся ещё достаточно места для различного снаряжения, без которого не проходят зимние рыбалки. Это, пожалуй, самый, что называется, комфортный вариант, и выбор буксировщика может упираться только в фантазии хозяина и его финансовые возможности. Даже если в качестве тягача этого прицепа выступает небольшой седан или «хетч», в команде может быть и четыре человека. Погрузка/выгрузка любого буксировщика таким составом особых трудностей не вызовет. А если это специальный откидывающийся прицеп или если хозяином изготовлены специальные въездные аппарели, то вполне реально выезжать и в одно–два лица.
Вариант № 2. А если прицепа нет?
И тут сразу же возникает ряд моментов, которые могут заметно сузить круг поиска подходящего под более стеснённые условия буксировщика. Продолжу тем, с чем самому приходилось сталкиваться. Начнём с пикапов. Даже для них могут существовать некоторые ограничения. Первое – это габарит по длине. Даже, казалось бы, в относительно большие и длинные кузова не удастся загнать любую собаку. Поэтому прежде, чем идти в магазин, стоит буквально с точностью до сантиметра измерить длину кузова, приняв во внимание, что поставленный там аппарат спереди и сзади желательно чем-то ограничить, чтобы он не очень сильно перемещался, если придётся ехать по неровной дороге, и тем самым не повредил внутреннюю поверхность кузова. Также имеет смысл принять во внимание и высоту буксировщика, чтобы, если имеется кунг, он туда вошёл по высоте, чтобы там поместилось рулевое управление и, конечно же, необходимое количество саней-волокуш.
Опять же, в зависимости от конструкции авто и размеров кузова и кунга, буксировщик туда может быть помещён либо на руках, силами коллектива, либо своим ходом, по аппарели. Но для неё также должно быть предусмотрено место либо
в кузове, либо на верхнем багажнике.
Ещё один вариант, предлагаемый, например, компанией Baltmotors: загрузка мотобуксировщика в авто прямо в санях, которые для экономии места точно подогнаны под размер мотобуксировщика. Сани при этом используются вместо аппарели. Плюс такого способа в том, что грязь и снег с мотобуксировщика оказываются в санях, а не в кузове или салоне автомобиля.
Исходя их опыта нескольких моих друзей, этот способ доставки буксировщика на берег один из самых простых и удобных. Потому что, начиная с момента, когда встаёт достаточно крепкий лёд, «мотопёс» переводится на постоянное «жильё» в кунг.
А при поездках на рыбалку туда докладываются запас бензина и рыболовные снасти. И можно ехать…
Вариант № 3
Далее пойдут небольшие внедорожники, кроссоверы и универсалы. Тоже неплохой и вполне рабочий вариант. Но, учитывая небольшие размеры машины, здесь сразу возникает ряд дополнительных ограничений. И первое из них – это число команды.
В небольших машинах обычно два, а при некотором неудобстве – три человека. Всё будет зависеть от числа саней-волокуш, которые вы возьмёте с собой в путешествие. Мне довелось довольно много поездить на небольшом внедорожнике с «собакой» в качестве пассажира. В момент покупки выбор подходящих буксировщиков был совсем небольшой. Чтобы и 9 л.с., и, что самое главное, достаточно просто и легко «собаку» можно было располовинить. Моторный блок и сама тележка с гусеницей. Дело в том, что высота дверного проёма требовала именно такого ограничения. Кроме этого, в салоне машины пришлось сделать небольшое усечение, правда, только на зимний период: было снято одно кресло из заднего ряда, а вдоль правого борта был уложен и зафиксирован самодельный рольганг. Именно по нему «собака», загруженная в сани, заезжала в салон и там фиксировалась. Дорога до берега – не всегда асфальт, поэтому весь этот груз, оказавшийся в салоне, во избежание повреждений обивки и декоративного пластика обкладывался поролоном, зашитым в подушки. А когда уже на «собаке» перемещались к месту лова, эти подушки перекочёвывали в волокуши, помогая не чувствовать неровности льда.
Но ещё раз повторю: для небольшого автомобиля очень важно минимизировать поклажу и досконально продумать место каждой необходимой на рыбалке вещи. Объём салона всё-таки вносит свои довольно жёсткие ограничения.
И вариант № 4
Остались неохваченными совсем небольшие авто. Понятно, что на льду хочется максимальной мобильности, но из-за габаритов салона ограничения на буксировщик ещё жёстче. И здесь вполне уместны варианты относительно небольших «мотопсов» в разборных вариантах, перед покупкой которых нужно самым тщательным образом вымерять салон с учётом всех порожков. Иногда и 1-2 лишних сантиметра могут сыграть злую шутку. Ну и наличие верхнего багажника может некоторым образом облегчить выбор. Пару саней-волокуш там можно разместить.
И несколько слов о тюнинге… То, что касается непосредственно буксировщика, все нюансы и опции, на мой взгляд, всё же лучше оговорить с производителем или продавцом, чтобы не влезать в конструкцию и не ставить под сомнение гарантийные обязательства. А вот сани-волокуши – это уже именно тот объект, к которому не грех приложить и свои руки. Начну с сиденья «каюра». Понятно, что кто-то любит управлять стоя, но моему приятелю больше по душе езда сидя, учитывая, что в процессе некоторых наших рыбалок мы накручивали более 50 км. Сиденье выполняет не только свою основную функцию, но и является рундуком для хранения ЗиПа, что, на мой взгляд, очень удобно. Все элементы завёрнуты в полиэтилен и дополнительно защищены.
Второй момент, о котором мы подумали с самого начала – это дополнительная защита днища санок накладками из листового полиэтилена. Толщина этих накладок около 10 мм. Их выгибали при помощи промышленного фена, а потом фиксировали на месте при помощи нержавеющего крепежа, поставленного снаружи впотай. Мой знакомый, владелец одной из самых мощных собак, столкнулся с такой проблемой: когда он везёт на рыбалку караван из 4-5 санок по льду, малейший поворот приводит к неуправляемому заносу, что в ряде случаев не очень приятно. Когда мы с ним стали моделировать ситуацию, а у него действительно получалось довольно много рыбалок по гладкому льду, то попробовали поставить санки на металлические полозья, выполненные как коньки. Для этого использовали П-образный профиль из нержавеющей стали толщиной 2 мм. Два таких куска, поставленные в задней части санок – и проблема неуправляемого заноса ушла.
Подобные улучшения можно сделать самостоятельно, а можно выбрать готовый вариант от производителя. Сани к мотобуксировщикам SnowDog, например, сразу комплектуются полозьями, предусмотрены коньки заводского изготовления, можно установить сиденье или кресло с поворотным механизмом.
И в завершение небольшое напоминание владельцам мотобуксировщиков. Несмотря на то, что вес агрегата распределён на достаточно большую поверхность, что, казалось бы, позволит передвигаться по льду толщиной 4-5 см, вступает в действие такая неприятная «штука», как вибрация. Поэтому относительно безопасной для мотобуксировщика можно считать толщину льда, начинающуюся примерно с 8–10 см. А до этого не стоит рисковать. Ведь пользу от пеших прогулок вряд ли кто-то возьмётся оспаривать.
Владимир Колгин