Жёсткий пол VS НДНД — сравнить несравнимое

тест лодокЖаркий спор между сторонниками надувных лодок с жёстким полом и поклонниками лодок с надувным дном низкого давления идёт уже давно, и общественное мнение с переменным успехом склоняется то к одному, то к другому варианту исполнения. Настало время плеснуть немного масла в этот огонь страстей и рассказать об уникальном тест-драйве, который я провёл в попытке сравнить все достоинства и недостатки, присущие каждому из вариантов.

Итак, в моём распоряжении оказалось две практически одинаковые лодки серии «Ривьера» длиной 3,2 метра, разница между которыми заключалась только в их исполнении. «Ривьера 3200 СК» — это классическая надувная лодка из ткани ПВХ с жёстким полом, оборудованным стрингерами. И вторая — «Ривьера 3200 НДНД» — это лодка с надувным дном. Уникальность ситуации заключается в том, что баллоны у этих двух лодок полностью идентичны и разница между этими двумя моделями заключается только в исполнении днища.

Упаковка

Как театр начинается с вешалки, так и каждый тест-драйв надувных лодок начинается с их упаковки. «Ривьера СК» упаковывается в две сумки, в одной из которых находятся пайолы, а в другой собственно сама лодка. «Ривьера НДНД» упаковывается в одну сумку. Объём упаковки у них практически одинаковый, но у лодки с НДНД визуально он кажется немного больше. Кроме того, в процессе доставки лодок к месту проведения тест-драйва выяснилась ещё одна интересная деталь. Лодку с жёстким полом оказалось удобнее поместить в багажнике или салоне легкового автомобиля как раз из-за того, что она упакована раздельно и сумки можно разместить более рационально. В то же время упаковка лодки с НДНД имеет один общий объём, который в багажнике занимает достаточно много места, и разнести или как-то поделить его невозможно.

Сборка

И вот тут начинается самое интересное. Для чистоты эксперимента сборка лодок проводилась одновременно двумя специалистами, имеющими одинаковый опыт сборки-разборки надувных лодок. Также каждый из сборщиков был снабжён электрическим насосом, работающим по принципу «включил и забыл», с заранее выставленным давлением, до которого, согласно рекомендации производителя, нужно докачать баллоны лодок.

Наглядный результат по сборке можно прокомментировать следующим образом: полная сборка лодки с НДНД одним человеком завершилась ровно в тот момент, когда на лодке с жёстким полом был вставлен первый стрингер. При этом специалист, закончивший собирать лодку с НДНД, остался полон сил и излучал вокруг себя прямо-таки вселенское добро и благодушие. В то время как закончивший через некоторое время сборку лодки с жёстким полом специалист был мокрый как мышь и злой как чёрт. И его можно понять! Ведь для того, чтобы собрать лодку с НДНД, достаточно просто:

  1. Достать лодку из упаковки.
  2. Накачать баллоны и НДНД до рабочего давления.
Читать еще:  Правильное хранение надувной лодки ПВХ зимой

 

При этом задача сборщика сводится к тому, чтобы просто вовремя переставлять шланг от насоса от клапана к клапану.

 

А для того, чтобы собрать лодку с жёстким полом, нужно:

 

  1. Достать из упаковки лодку и пайолы.
  2. Немного подкачать баллоны до придания им формы.
  3. Установить пайолы.
  4. Установить стрингера.
  5. Накачать баллоны и надувной киль до рабочего давления.

 

Ну, и не забываем про установку вёсел и банок, хотя если накачивать лодку электропомпой, то это можно делать параллельно надуванию бортовых баллонов.

Что касается времени сборки, то результаты по нему следующие: сборка лодки с НДНД заняла 9 минут 15 секунд и, по сути, это время было ограничено только производительностью насоса. Сборка лодки с жёстким полом заняла 17 минут 54 секунды, и это при том, что специалист проникся духом соревнования и старался делать всё как можно быстрее (из-за чего, кстати, в основном и устал).

На берегу

У участвовавшей в тесте лодки с НДНД есть одна интересная особенность — штатное усиление привальным брусом рабочей поверхности дна лодки плюс установленные продольные реданы. Из-за этого её общий вес немного больше (редкий случай для лодки с НДНД!), чем у пайольной, и составляет 45 кг против 43 кг. Собранные и поставленные рядом, со стороны эти две лодки выглядят абсолютно одинаковыми. Разницу можно заметить, только если взглянуть на них сверху или, наоборот, снизу.

На воде

Скажу прописную истину: все лодки проектируются и делаются для выполнения одной-единственной задачи — ходить по воде. Но решение и подходы к этой задаче могут быть очень разными. Так и здесь: размер, баллоны и фурнитура у них абсолютно одинаковые, а поведение на воде… Но обо всём по порядку.

Для проведения этого тест-драйва нами был выбран хорошо известный и изученный не одним поколением водномоторников двухтактный подвесной лодочный мотор Mercury 9.9 М с мультирумпелем, известный своим оборотистым и задорным нравом. Выбор этот был сделан тоже не случайно, так как для лодки с жёстким полом максимальная мощность двигателя составляет 15 л.с. а для лодки с НДНД — 10 л.с.

Первой на воду для проведения пробной поездки была спущена лодка с жёстким полом. Лодки с жёстким полом серии «Ривьера» давно и хорошо известны, поэтому детально описывать их поведение на воде и обитаемость здесь нет никакого смысла. Более того, это классическая серия надувных лодок без новомодных изысков, поэтому её можно назвать собирательным образом большинства надувных моторных лодок в этом популярном размере. И тут, как говорится, не убавить — не прибавить.

Читать еще:  Поворотный стул в ПВХ лодке

Всё познаётся в сравнении, поэтому только мне стоило пересесть на лодку с НДНД, как мир вокруг заиграл новыми красками. Быстрая смена лодки позволила мне в полной мере сохранить ощущения от использования первой и сделать объективное сравнение со второй. Итак, разберём всё по пунктам.

 

1. По сравнению с жёстким полом у лодок с НДНД меньше расстояние от пола до банок. На практике это выглядит следующим образом: если посадка водителей и пассажиров в лодке с пайолами напоминает посадку на стуле или табуретке, когда ноги согнуты в коленях под прямым углом 90 градусов, то в лодке с НДНД самым удобным положением является подогнуть ноги «по-турецки» или вовсе выпрямить их на всю длину. Эта особенность всех лодок с НДНД при их периодическом использовании может не ощущаться, но при дальних переходах под мотором (больше 50 км) может дать о себе знать затеканием ног и желанием сменить позу.

 

2. Управлять лодкой с НДНД оказалось гораздо легче, чем лодкой с жёстким полом. Настолько легче, что в первые минуты после пересадки возникло ощущение, что лодка на воде «как пёрышко» и, в отличие от лодки с жёстким полом, любой вираж или резкий поворот на лодке с НДНД нужно просчитывать заранее и входить в него более плавно и осторожно. То же самое касается и набора скорости с места. Если на лодке с пайолами даже в одиночку всё происходит более-менее гладко и спокойно, то лодка с НДНД при резком старте на полном газу норовит встать на свечку. Конечно, к этим особенностям очень быстро привыкаешь и перестаёшь их замечать, но при резком переходе с одной лодки на другую наблюдается колоссальная разница в ощущениях.

 

3. При движении по неспокойной воде и по волнам в лодке с НДНД находиться гораздо комфортнее, чем в лодке с жёстким полом. Удары о воду ощущаются гораздо меньше и мягче, чем на лодке с жёстким полом.

 

4. Динамика набора скорости лучше у лодки с НДНД, так же, как и скоростные показатели. Так, по течению реки Нева в районе пляжа Петропавловской крепости, где проходил наш тест-драйв, максимальная скорость лодки с жёстким полом была зафиксирована на отметке 39 км/час. На лодке с НДНД в тех же условиях максимальная скорость составила 41 км/час. В то же время средняя скорость движения для лодки с жёстким полом составила 37,2 км/час, для лодки с НДНД — 38,9 км/час. Таким образом, средняя разница по скорости составила 2 км/час в пользу лодки с НДНД. И, как показала практика, вес лодки тут не при чём.

Читать еще:  Проект "Чистая Вуокса" или как сделать мир немного лучше

 

5. Этот пункт хоть и не относится к данному тест-драйву напрямую, но всё же, основываясь на опыте предыдущих испытаний различных надувных лодок, в том числе и с НДНД, я хочу его озвучить. Большинство представленных на сегодняшний день в продаже надувных лодок с НДНД имеют килевые обводы днища. Это положительно влияет на их ходовые качества, но в то же время остойчивость в спокойном состоянии у таких лодок немного хуже, чем у лодок с жёстким полом. «Ривьера НДНД» — плоскодонка, поэтому остойчивость у неё хорошая. Но факт остаётся фактом: несмотря на то, что на НДНД можно спокойно стоять, ловить взаброс, а иногда под настроение станцевать старинный матросский танец джигу, находясь в лодке на воде, стоять на ровном жёстком полу психологически всё же комфортнее. Но это, скорее, дело привычки.

 

Итак, основываясь на полученных результатах, можно сделать следующие основные выводы:

 

– перевозить в автомобиле упакованную в две сумки лодку с жёстким полом оказалось немного удобнее, чем лодку такого же размера с НДНД;

– цикл сборки-разборки несоизмеримо проще у лодок с НДНД;

– обитаемость лучше у лодок с жёстким полом;

– управлять лодкой с жёстким полом проще, зато лодкой с НДНД — интереснее;

– скорость на лодках с НДНД выше. Но это утверждение зависит от конкретной модели.

 

Ну, и напоследок давайте всё же разберёмся, для кого лучше всего подойдёт та или иная модификация надувных лодок. Тут всё зависит от большого количества факторов, и прежде всего от того, в каком режиме чаще всего планируется использование надувной лодки. На мой субъективный взгляд, надувные лодки с НДНД больше всего подходят опытным водномоторникам, которые уже точно знают, что им нужно от своей лодки, и имеют достаточный опыт их использования. Также надувные моторные лодки с НДНД из-за своих конструктивных особенностей лучше всего подходят тем, кто выходит на воду часто, но понемногу, например только на выходные с одной ночёвкой (или даже без неё), и не планирует перемещаться по воде на большие расстояния. В то же время, если лодка будет спущена на воду постоянно (например на всё время отпуска) или использоваться в качестве основного плавсредства на даче, жёсткий пол в этом случае будет гораздо предпочтительнее.

Павел Прудников, «Лодки-Питер»