Знакомьтесь — катабайд!

«Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку, А неведому зверюшку».

А.С. Пушкин

 Именно это четверостишие великого русского поэта навязчиво крутилось у меня в мыслях всё время, пока сотрудники компании «Тайм Триал» собирали для теста своё новое изобретение — надувной катабайд.

Начать рассказ, наверное, лучше всего с того, что компания «Тайм Триал» — это далеко не новички в области малого пневматического судостроения (компания успешно работает с 2000 года) и её продукция, как говорится, «широко известна в узких кругах». Но до недавнего времени она имела весьма узкую специализацию, а именно — занималась исключительно производством рафтов, надувных байдарок и каяков. То есть того сегмента, который не интересует тех, кого принято называть водномоторниками. Но времена меняются и достигнув успеха в одном некоторые останавливаются в дальнейшем развитии, а другие, как «Тайм Триал» — ищут применение своим знаниям, умениям и навыкам в смежных направлениях.  

опытный образец катабайда
опытный образец катабайда

     Глядя глазами водномоторника на уже собранный, но ещё не спущенный на воду опытный образец катабайда длиной 425 см. отчётливо понимаешь, что его конструктор — это пропахший кострами, ветром и бобрами убеждённый турист-водник, съевший в походах не один центнер каши с тушенкой и отмахавший байдарочным веслом не одну сотню километров. Первое, что поражает — это обилие всевозможных верёвок, ремней и узлов. Так же удивило наличие носового тента, который имеется уже в штатной комплектации. Но при более детальном осмотре лодки выяснились ещё более интересные вещи, а именно по-настоящему высокий уровень раскроя ткани ПВХ и склейки самих баллонов. Всё здесь сделано с такой тщательностью и аккуратностью, которая редко встречается даже у известных производителей надувных моторных лодок из ПВХ. А последнее обстоятельство как нельзя лучше говорит о высоком уровне самого производства «Тайм Триал». Хотя оно и понятно, ведь сделать хороший рафт — это не серийную лодку склеить. Это всё же больше штучное, а не поточное производство.

Читать еще:  Подготовка ПВХ лодки к сезону жидкой воды
производство катабайда компании «Тайм Триал"
производство катабайда компании «Тайм Триал»

Для теста был выбран четырёхтактный подвесной лодочный мотор мощностью 3.5 л.с. Установка которого на жёстко встроенный транец прошла без проблем. Полное накачивание всех баллонов с помощью обычной механической помпы заняло буквально считанные минуты, что совершенно нехарактерно для лодок такой длины.

Сидеть в катабайде — удобно. Так, для размещения водителя имеется банка с возможностью её регулировки по длине кокпита. Причём ширина этой банки больше, чем у классических надувных моторных лодок. Пассажиры размещаются на удобных надувных креслах. При этом не смотря на крайне небольшое расстояние от верха сидений до дна кокпита благодаря общей длине лодки все пассажиры имеют возможность полностью вытянуть ноги вперёд, а это обстоятельство по сравнению с надувными лодками классической компоновки, где колени должны быть постоянно согнуты и ноги поджаты под себя, является скорее роскошью. И если с греблей всё понятно — под байдарочным веслом лодка управляется точно так же, как надувные байдарка или каяк, то ощущения при движении под подвесным мотором весьма специфические. Так, с одним человеком на борту без дополнительного груза катабайд так и не соизволил выйти на глиссер и гордо дефилировал в переходном режиме с немного задранным кверху носом. Но стоило только второму человеку сесть в лодку, как картина её поведения под мотором изменилась кардинально. Нос ожидаемо опустился и лодка, получив максимальную площадь опоры на воду перестала быть непредсказуемой, но самое главное — её скорость выросла до 15 км/час.

Вес надувного четырёхметрового катабайда - всего лишь 20 кг
Вес надувного четырёхметрового катабайда — всего лишь 20 кг

Вес надувного четырёхметрового катабайда — всего лишь 20 кг, пятиметрового — 22 кг и по этому показателю они являются, пожалуй, самыми лёгкими надувными моторными лодками с жёстким транцем по соотношению «длина-вес». При этом размеры катабайда в сложенном виде делают возможным его переноску не только в штатной сумке — рюкзаке (кстати, весьма удобном — и здесь опять чувствуется походный опыт конструкторов), но и в туристическом рюкзаке большого объёма, в котором ещё останется место и для других вещей.

Читать еще:  Подготовка ПВХ лодки к сезону жидкой воды

Ну а теперь поговорим о самом интересном! Для каких целей действительно нужен и востребован катабайд?

Это конечно же сплавы. Это могут быть рыболовно-охотничьи экспедиции или просто походы по труднодоступным водным артериям. Небольшая лодка длиной 2.8 — 3 метра с навесным транцем, в таких походах, не позволяет взять с собой помимо людей достаточное количество и объём полезного груза, чтобы чувствовать себя комфортно в режиме полного отрыва от цивилизации. В то время как моторную надувную лодку классической компоновки с жёстким или даже надувным полом большей длины использовать там просто неудобно ввиду частой необходимости преодолевать отмели, каменные пороги, поваленные на русло реки деревья и другие естественные препятствия. И в этом случае катабайд — это именно то, что нужно, чтобы почувствовать всю прелесть подобных путешествий. А подвесной лодочный мотор там нужен для того, чтобы преодолевать достаточно часто встречающиеся там по пути довольно большие озёра со стоячей водой и просто широкие участки рек.

Размеры катабайда в сложенном виде
Размеры катабайда в сложенном виде

Так же, при правильном понимании процесса, катабайд имеет все шансы стать полноценной заменой охотничьему куласу. С помощью длинного узкого корпуса на нём можно забираться в самую гущу тростника а низкие борта и неплохая остойчивость в статическом положении позволяют без проблем поднимать с воды охотничью собаку с трофеем.

 Ну и в завершении нужно сказать, что после проведения нашего теста производитель достаточно серьёзно намерен доработать некоторые важные моменты, связанные как с повышением комфорта пребывания на борту катабайда. Более того, отказ от некоторых имевшихся в тестовом образце решений должен положительно сказаться в меньшую сторону на конечной стоимости этого интересного вида лодок.

Читать еще:  Подготовка ПВХ лодки к сезону жидкой воды

 Павел Прудников