Идея собрать комплект надувная лодка + мотор для рыбалки, охоты и туризма была у меня давно. Но как это обычно бывает, то времени нет, то ресурсов не хватает, то корова опоросилась, то кошка отелилась. В общем — все как то руки не доходили. Нет, небольшая моторно-гребная надувная лодка из ткани ПВХ 280 см. длиной и мотор 3.5 силы были у меня давно. Но душа ведь всегда просит чего-то большего. Хочется, чтобы ветер и брызги в лицо! В общем, посидел я недолго (с полчаса где-то) после этого разговора, подумал, все взвесил и… решился на подвесной двухтактный мотор «Парус 9.9».
Да и то расстояние, что на трешке проходишь за час долететь за 10 минут — это тоже немаловажно. Впрочем, транцевая лодка из ПВХ с жестким дном длиной 350 см. с незапамятных времен тоже лежала в кладовке, как рукотворный памятник самой себе. Нет, конечно пару раз я предпринимал попытки поставить на неё малосильный двигатель но ничего кроме разочарования эти телодвижения не приносили. В свое время к вопросу выбора надувной лодки под мотор я подошел весьма серьезно.
Так, опытным путем было выяснено, что оптимальный размер лежит между 340 и 360 см длины. В меньшей находится а уж тем более рыбачить вдвоем просто неудобно ну а если размер больше, то возникают сложности в сборке — разборке, проблемы с тасканием лишнего веса да и в сложенном виде такая лодка поместится в багажник не каждого автомобиля. И если еще несколько лет назад вопрос выбора производителя лодок ПВХ был еще актуален, то к настоящему времени об этой стороне вопроса можно не задумываться — качество у всех примерно одинаковое а что-то новое в этом сегменте все еще не придумано. Вопрос только в дополнительных опциях, да и то он не всегда актуален.
Но если с лодкой все более — менее понятно, то с мотором, а точнее с его выбором возникли некоторые сложности. На лодку такого размера можно ставить мотор до 25 л.с. (по паспорту), но излишняя мощность двигателя на надувной лодке не всегда является необходимостью. Более того — может быть просто опасна, особенно на крупных водоемах и во время волнения. Одно неверное движение — и лодка может встать на свечку с почти 100% гарантированным переворотом. Свой выбор по мощности двигателя я остановил на двухтактном двигателе мощностью в пределах 8 — 15 л.с. Во-первых этой мощности вполне хватает чтобы комфортно чувствовать себя на воде а во-вторых эти двигатели обладают относительно небольшим весом, что позволяет поднимать их одному человеку. Так же согласно действующему положению надувная лодка с подвесным мотором до 10 л.с. не подлежит регистрации в ГИМС, что так же является некоторым преимуществом. Так что же выбрать?
- К именитым маркам подойти сложно, так как ценник на них непомерно завышен, отечественное моторостроение приказало долго жить уже много лет назад, а б/у брать не хочется, так как просто так лодочные моторы никто не продает и брать эдакого кота в мешке не хочется. Но как говорится — «как веревочка не вейся — всё равно совьется в круг». Несколько лет тому назад по случаю мне удалось прикупить чудо китайского моторостроения — подвесной лодочный мотор «Парус 3.5», о котором я уже писал в прошлых номерах журнала.
- Зверек оказался забавным, но надо отдать ему должное — надежным и неприхотливым в эксплуатации (кроме стартера — там это расходный узел). И тут меня посетила мысль — если китайцы уже добрались до производства автомобилей, квадроциклов, плюшевых игрушек и прочей электроники, то неужели же они не делают чего-то более существенного и в лодочном секторе? Тем более что давно известно, что многие узлы для самых известных марок, занимающихся производством ПЛМ уже давно и успешно делаются именно в Китае. Первый же запрос в поисковике «китайские лодочные моторы» выдал искомое.
- Делают в Поднебесной такие моторы — выбирай не хочу. Ну а так как один «Парус» у меня уже есть и в принципе никаких нареканий к нему нет, то и решил посмотреть моторы именно этой марки. Сначала в интернете посмотрел ценник — порадовало. Потом почитал отзывы — негатива мало. Связался с менеджером компании, которая эти моторы привозит в Россию. На вопрос — «моторы то хоть нормальные?» получил ответ (дословно) — «А чего им быть не нормальными, если это точная копия «Ямахи» без каких либо наворотов?». В общем, посидел я недолго (с полчаса где то) после этого разговора, подумал, все взвесил и… попросил выставить счет на подвесной двухтактный мотор «Парус 9.9».
- Дальше стандартная процедура — выставили счет, оплатил его через сберкассу, выслал платежку и через два дня поехал забирать мотор в транспортной компании.
- В случае с китайцами оказалось, что принцип «встречают по одежки» с ними не работает. То есть вообще. Более похабной упаковки я еще не видел. Поэтому когда из недр терминала вывезли какую то полуразвалившуюся картонную коробку без какой-либо маркировки пусть даже с китайскими иероглифами, то даже слегка опешил. Погрузил не вскрывая коробку на заднее сидение легковушки и в расстроенных чувствах повез к себе на дачу.
- Довез, вскрыл коробку а там… красавец! Весь плотно упакованный в пенопластовые гнезда. Благородного черного цвета, в нормальной заводской смазке без потеков. Покраска аккуратная и с первого взгляда видно, что сделано все добротно. В комплект входят инструкция по эксплуатации, гарантийный талон, необходимые инструменты в аккуратном чехле из кожзама и бак на 24 литра с индикатором уровня остатка топлива. Перед первым пуском внимательно все осматриваю. Масло в редукторе залито по уровню и видно, что мотор уже заводили, так как есть следы на струбцинах и небольшой нагар выхлопа. Не откладывая дело в долгий ящик готовлю обкаточную смесь 25:1 бензина Аи-92 (по паспорту) с маслом TC-W3 и устанавливаю на транец.
- Первый пуск — три рывка веревки стартера и зажигание схватывает. Мотор на малых оборотах работает ровно без перехватов и что понравилось — негромко. Первые полчаса работы не включаю передачу и просто гоняю его на малых оборотах. Рычаг передач имеет три положенгия «ход-нейтраль-реверс». Первые разы передачи включаются с натугой, но потом детали притираются и все приходит в норму. Первый бак топливной смеси — обкаточный, поэтому несколько часов просто катаюсь туда-сюда на малых и средних оборотах. Второй бак так же делаю 25:1, но уже не могу удержатся и даю полный газ. Лодка выходит на глиссер легко. Скорость по GPS с одним человеком на борту … км/час. Если в лодке 2-3 человека, скорость 32 км/час. На следующие выходные принимаю решение выйти в Свирскую губу Ладожского озера. Вода неспокойная, но лодка идет ровно а двигатель работает без проблем. Отдаляюсь от берега, попадаю в небольшую болтанку но ни перехватов ни кавитации как не было так и нет. Двигатель работает ровно как часы. На воде встречаю идущую паралельным курсом надувную лодку длиной 360 с двумя рыбаками на борту и двухтактной «Ямахой 15». Мы тоже вдвоем. Уверенно иду на обгон. Разница в скорости где то 5-7 км/час. Мужики в недоумении — «как так, у тебя 9.9 и что то непонятное а у нас «Ямаха 15» и ты нас обходишь?».
- Ради интереса встаем на воде рядом и сравниваем моторы на предмет внешнего вида. Действительно, не обманул меня менеджер — разница только в цвете и на их моторе шильда знаменитые «три камертона» а на моем надпись по-русски «Парус». Что касается скорости, то конечно разница в длине лодок 10 см. играет свою роль, но сдается мне, что так как большинство производителей ПЛМ идут по пути наименьшего сопротивления и делают моторы 9.9 и 15 л.с. на одной базе (разница только в настройках карбюратора и иногда у 9.9 ослаблен редуктор), то духовные потомки Мао Дзедуна такими глупостями заморачиватся не стали и просто делают 9.9 и 15 л.с. одинаковыми, но с разными цифорками на кожухе. Кстати — пока находился на воде, то от внимания окружающих немного подустал. Практически каждая проходящая мимо лодка останавливалась, чтобы получше рассмотреть мой мотор и каждый второй задавал вопрос из серии — «Это кто у тебя такой красивый?».
- В общем подводя итог могу сказать — покупкой я доволен. Пусть на воде мотор пробыл пока всего лишь часов 15, но в планах на следующий год уже есть мысли пройти на нем по Новоладожскому каналу от Шлиссельбурга до Свирицы с заходом на остров Сухо. Так же на следующий год хочу поменять свечи на NGK и взять пару винтов «Соллерс» на всякий случай. Ну а если смотреть глобально — еще с незапамятных времен валяется у меня на участке катер «Прогресс-4» а в линейке двигателей у «Паруса» есть двухтактный 40 л.с. то кто знает…
- В общем — переплачивать за шильду «три камертона», название «Гермес» или других детищ японско-американского малого моторостроения в два и более раза я не вижу никакого смысла.
Павел Прудников