Гребной винт для мотора — особенности выбора

В практике водномоторника, может возникнуть ситуация когда комплект лодка+мотор не идет. Искать решения этой проблемы все равно придется, и один из путей – подбор оптимального винта. Но все ли так просто?

Предположим, что вы купили мотор с установленным винтом и, проводя тестовые замеры и сравнивая его с аналогичным комплектом  знакомого, не смогли получить желаемую скорость. В этом случае имеет смысл внимательно изучить вопрос с данными, выбитыми на винте.

На фото – абсолютно новый винт Noname с указанием шага на ступице винта 10 1/2 дюйма. При его установке на шаговую горку (плиту) мы наглядно видим, что у винта нарушена классическая геометрия построения лопасти и имеется перепад с 13’’ до 9’’, то есть в 4 дюйма. Подобная геометрия лопастей может применяться на винтах скоростных судов для обеспечения продольной устойчивости, преимущественно при кормовых центровках. В зарубежной терминологии их называют sternlifter. Но у спортсменов винт подобран для точно выверенного тандема: лодка, мотор + судоводитель. И в их случае даже небольшое отклонение по весу или смещение судоводителя в кокпите лодки может привести к существенному снижению скорости. Использовать такой винт в обычной практике нет смысла, так как ни у кого нет желания следить за вышеуказанными параметрами. Владельцы маломощных моторов, которые получили такой винт при продаже в стоке, должны быть готовы к принятию решения о его возможной замене. Подбор винта, с одной стороны, кажется очень простой задачей. Практика показывает, что по мере погружения в  «тему»  открываются интересные возможности по улучшению характеристик тандема «лодка, мотор + загрузка». Лодка и мотор – параметры неизменяемые, а вот вес загрузки и погодные условия могут существенно повлиять на ходовые характеристики судна и требуют подбора другого винта.
Запасной (резервный) винт на борту – опция нужная, вспомните хотя бы пример из практики водителей автомобилей, которые не представляют себе поездку без запасного колеса. Так и в нашем случае винт может выступить в роли «докатки» и поможет благополучно добраться до берега, если случится какой-нибудь форс-мажор.

Читать еще:  Лодки ПВХ с днищем НДНД – требуется ли защита?

Андрей Спирин