Читая на водно-моторных интернет-форумах отзывы участников об опыте использования винтов той или иной фирмы, мы обнаруживаем очень разные оценки работы изделий с, казалось бы, равными заявленными геометрическими параметрами: мол, тот винт «гребет», а этот – нет.
У пытливого читателя возникает вопрос: «В чём выражается разброс в качестве, чем он вызван? Ведь цена «оригинального» и «аналогичного» винтов одинаковой конструкции может отличаться чуть ли не вдвое и естественно желание платить за результат, а не за имя».
Давайте выясним, от чего зависит результат. Ведь винт – не бог весть какое сложное изделие, в нём нет никакой магии – только технология, достаточно или недостаточно совершенная. Опыт специалистов говорит: главная причина появления «негребучих» винтов – отклонения в их геометрии и несоответствие реальных геометрических параметров паспортным. Подобно блондинкам из анекдотов, они оказываются на самом деле не тем, чем пытаются выглядеть.
Два главных параметра винта – его диаметр и шаг. Диаметр измеряется по концам лопастей и принципиально влияет на момент, требуемый для вращения винта, а значит, на потребляемую от двигателя мощность. Диаметром нельзя «разбрасываться», не рискуя потерять правильное соответствие винта мотору, поэтому типоразмерные ряды винтов, подходящие к моторам одной мощности, выстроены в первую очередь именно по этому параметру. Шаг характеризуется углом установки лопастей по отношению к плоскости вращения винта и измеряется расстоянием, проходимым через условную неподатливую среду за один оборот винта. Он влияет на «тяжесть» винта менее жёстко, его можно подбирать в пределах типоразмерного ряда, добиваясь наилучшего соответствия винта мотору, лодке и типичной нагрузке. Эти геометрические параметры, как правило, пробиваются на лопасти в числовом дюймовом выражении, и они определяют паспортное «лицо» винта.
Как в дамском паспорте фото не всегда совпадает с реальной внешностью, так и не у всякого винта реальные геометрические параметры совпадают с прописанными. Они в первую очередь сказываются на степени «плохости» более дешёвых винтов, которые «не гребут».
Поле несовершенств безгранично, но можно выделить основные виды их проявления.
- Отклонения реальных значений диаметра и шага от заявленных. Вы смотрите рекомендованные значения по специальным таблицам, ставите выбранный винт и обнаруживаете, что мотор либо перегружен, либо перекручивает, а достигнутая лодкой скорость меньше, чем у соседа по стоянке, у которого стоит фирменный более дорогой винт. Просто замерьте реальные значения параметров вашего винта – и всё встанет на свои места.
- Разброс реальных значений главных параметров в пределах одного винта. И если разница в диаметре по концам каждой из лопастей – ситуация, скорее, умозрительная, то неравномерность местного шага лопасти по её длине встречается намного чаще. С этим разберёмся далее.
- Несовершенство профиля лопастей, тупые кромки и их избыточная толщина, дисбаланс вследствие перекоса посадочной втулки. Они, помимо повышенной вибрации, при вращении могут вызвать раннюю кавитацию лопастей, сопровождающуюся потерей упора и ускоренным износом. Эти несовершенства легко распознаются визуально и на ощупь, поэтому не будем на них останавливаться.
Измерить диаметр легко, с этой задачей справится и школьник. Просто положите винт на ровную плоскость – лист фанеры или чертёжной бумаги. Найдите центр втулки, измерьте расстояние от него до конца каждой из лопастей, приставив к ним школьный или строительный угольник. Среднюю длину, измеренную в миллиметрах, умножьте на 2 и разделите на 25,4 – получите дюймовое значение диаметра винта.
Замер шага – задача чуть более сложная. Для её решения воспользуйтесь методом из книги «Моторная лодка» Л.Л. Романенко и Л.С. Щербакова. На той же плоскости прочертите циркулем окружность радиусом в 60% от радиуса винта и совместите центр ступицы с её центром (рис.). Затем поставьте на окружность тот же строительный или школьный угольник и измерьте высоты входящей и выходящей кромок h1 и h2 от основной плоскости на уровне нагнетающей стороны у всех лопастей винта, а также измерьте транспортиром угол a на плоскости между направлениями из центра на контрольные точки замера.
Подставьте значения в формулу H=(h1–h2)∙360°/a. Полученное значение в миллиметрах разделите на 25,4 – получите его дюймовое выражение. Сравните значение H для каждой из лопастей, оцените разброс. У хорошего винта вы разницу не уловите. Это будет реальный шаг винта, который должен быть близок к номинальному, паспортному, с точностью до нескольких процентов.
Затем проделайте измерения шага для других радиусов, например, 30%, 70%, 85% от максимального. Местные шаги должны совпадать с номинальным в пределах технической точности. Если это не так, значит, у вас контрафактный винт, профиль которого получен не расчётом и инженерным моделированием, а в процессе подгибания лопастей прототипа «на глаз».
Полученный «портрет» вашего винта в значениях реального диаметра и всех местных шагов по сечениям лопастей и будет его истинным «лицом». Насколько точно оно совпадает с паспортным – настолько предсказуемым будет результат применения винта на вашей лодке.
Алексей Даняев