Осенняя Онега

В последние годы в нашем регионе всё больше увеличивается по времени сезон открытой воды. Лёд начинает вставать в лучшем случае с конца ноября. Осенью наша компания традиционно совершает дружный совместный выезд на рыбалку. В этот раз мы решили закрывать сезон на Онежском озере в северной его части, в районе деревни Типиницы.

Рыбалка на ОнегеРыбалка выпала на 10-е числа ноября. Тот, кто бывает на Онеге, знает – погода в это время здесь очень непредсказуемая. И нынче ничего не изменилось. Мало того что температура уже опустилась ниже нуля, а по дороге в некоторых местах мы видели лежащий снег, так и ветер практически не стихал. Единственным утешением было то, что он был в основном южного направления, а значит, дул с берега. Это несколько смягчало волнение и позволяло заниматься собственно рыбалкой, а не борьбой со стихией. В выбранных местах при южном и юго-западном направлении ветра можно ловить даже при его скорости 7–8 м/с. Вообще, планировать выезд в Карелию из-за ветра очень сложно, приходится выжидать до последнего момента, пока не появится более или менее благоприятный прогноз погоды.

Для любого рыбака Онежское озеро ассоциируется с ловлей лосося, хотя в нём ловится и щука, а в последнее время, правда, летом, хорошо ловится и судак. Но всё же основная цель – это лосось. И именно за этой рыбой мы сюда и приехали.

Как известно, лососевые рыбы на больших водоёмах ловятся исключительно методом троллинга. В заброс в таких условиях поймать их почти нереально. При троллинговой рыбалке используется большое количество спиннингов, соответственно, и большое число приманок, а также специальные троллинговые приспособления, такие как тарга и планер. Без них эта рыбалка превращается в мучение. У нас тарга установлена на 4,5-метровом RIBе. При грамотном расположении это позволяет ловить двум-трём рыбакам вполне комфортно. Мы предпочитаем ездить втроём. Может быть и немного тесновато, но зато распускать и собирать снасти получается максимально быстро.

Читать еще:  Ладога штормит? Не беда! Крупные притоки выручают всегда

Мы планировали провести на рыбалке как минимум три полноценных дня. Путь от Питера до места ловли занимает 9–10 ч со всеми остановками на перекусить и заправить машину. По хорошей дороге можно добраться и быстрей, но в условиях минусовой температуры и гололёда мы спешить не стали. Выезжала наша команда из города днём, в расчёте, что приедем не очень поздно и получится поспать. И это удалось осуществить в полной мере. На базе нас ждал тёплый дом и радушный приём. Утром, проснувшись, мы обнаружили некоторое изменение в погоде, немного потеплело, до +5°C, а при виде почти спокойной Онеги все принялись очень шустро собираться. Мы знали, что погода здесь может поменяться очень быстро, и нельзя было терять ни минуты. На воду был оперативно спущен катер, и уже через полчаса мы были в нужной точке.

Так как это была не первая рыбалка в здешних местах, мы решили начинать ловлю на старых точках, благо они были забиты в навигатор. В эту часть Онежского озера я приезжаю уже больше 10 лет и довольно неплохо её изучил. При взгляде на экран навигатора сразу можно определить, где все эти годы стоит рыба. Надо отметить, что в северной части Онеги рыба в среднем более крупная, чем в южной, и здесь не попадается откровенной мелочи, как например в Кварцитном. Причём за сезон обязательно происходит две-три поклёвки действительно серьёзных трофеев.

В качестве приманок, в отличие от многих рыбаков, ловящих исключительно на колеблющиеся блёсны, я предпочитаю воблеры, хотя и железо на спиннингах обязательно присутствует. Перепробовав много моделей, я в итоге остановился на продукции некоторых финских, а также нескольких российских производителей. Они разрабатывались именно под ловлю лососевых рыб, тогда как разрекламированные японские воблеры изначально были сделаны для ловли басса.

Читать еще:  Ловля волжского жереха в начале осени

В этой рыбалке я использовал воблеры с заглублением 1–2 м. Для выбранной акватории они проверенный вариант, принёсший не один трофей. Здесь я крайне редко использую дополнительные заглубители, так как по прошествии многих рыбалок убедился: на них происходило значительно меньше поклёвок, чем без них.

Погода в этот день, как, впрочем, и во второй, была пасмурной, и, исходя из опыта, я поставил приманки более ярких расцветок. Для лосося цвет воблера имеет большое значение, и, в зависимости от освещённости, а также от времени суток, я ставлю или более светлые, или более тёмные расцветки. Поэтому приходится иметь довольно большой арсенал, в том числе и одинаковых моделей, но разных цветов.

Практически сразу после роспуска снастей произошла первая поклёвка, причём это был не лосось, а небольшая кумжина в районе 2 кг. На мой взгляд, по вкусовым качествам кумжа выигрывает в сравнении с лососем. Да и цвет мяса у неё значительно ярче. Посему этой рыбе мы обрадовались и продолжили рыбалку с большим оптимизмом.

Надо оговориться, что перед нашим уходом в озеро мы беседовали с егерями, и те очень жаловались на отсутствие клёва: в предыдущие дни максимум, что удавалось поймать – всего одну штуку в день. В этих местах ловля происходит в районе банок, которые находятся на удалении от берега в трёх-четырёх километрах, вытянуты вдоль него и являются как бы продолжением островов, разделяющих эту часть Онеги напополам. С выходом на самые уловистые точки, которые находились над 20-метровой банкой – кругом было 30, 35 м – мы поймали уже лосося. После чего стали выписывать огромные восьмёрки с центром в этой поклёвке.

Читать еще:  Производство блесен. Штамповка или мастерская?

IMG_7984Лосось рыба стайная, и обычно после поклёвки прохождение тех же мест приносит свои плоды. Естественно, такие манёвры можно осуществить только при наличии навигатора. На мой взгляд, этот прибор намного важнее на троллинговой рыбалке, чем даже эхолот. Особенно если в него закачены подробные карты глубин. В итоге первый день нам принес ещё три рыбы и несколько нереализованных поклёвок. Вся рыба была поймана на воблеры, причём на разные, и какого-то повторения замечено не было.

Второй день был, можно сказать, копией первого: стояла такая же пасмурная погода, иногда накрапывал мелкий дождь. Ветер был всё тех же южных направлений, хотя и достаточно сильный, но с небольшим волнением. Также было поймано пять рыбин, но, в отличие от первого дня, большинство поклёвок произошло на колебалки, вследствие чего день мы заканчивали ловлей только на эти приманки.

А вот третий день преподнёс нам сюрприз. Мы вышли пораньше и были на месте ловли уже с рассветом. Нас встретили яркое солнце и пронзительный ветер, который сменил направление и раскачал весьма приличную волну. В связи с ярким солнцем мы заменили воблеры на более тёмные. Это сразу же принесло результативную поклёвку. Но, к сожалению, единственную в этот день. Был перепробован весь арсенал имеющихся приманок, но это не принесло даже нерезультативной поклёвки.

К обеду волна стала уж совсем неприличная, и мы решили завершить нашу рыбалку. По итогам дня выяснилось, что по большому счёту все экипажи отловились примерно так же. К вечеру разыгрался очень сильный шторм, и ни о какой рыбалке на следующий день и речи быть не могло. И хотя ещё оставались выходные дни, пришлось отправляться в обратный путь. Нас ждал Питер.