В Северную Карелию в конце ноября

Рыбалкой эту поездку язык не поворачивается назвать, а вот экспедицией – в самый раз! Мой звонок Дмитрию, с которым в своё время было проведено немало часов в одной лодке и выпит не один термос крепко заваренного чая, явился для него неожиданностью. И ещё более обескураживающим стал мой вопрос.

Я спросил его, помнит ли он, что было в прошлую среду. Он напрягся, но не вспомнил. Тогда я продолжил, поинтересовавшись, а помнит ли он, что было 18 декабря 2008 года. Ни секунды не думая, он выпалил, что в тот день мы рыбачили на Онеге и попали в ледяной плен.

10 лет спустя

«Дмитрий, – продолжил я, – а как ты смотришь на то, чтобы спустя 10 лет вновь отправиться на водоём, расположенный в Карелии, и проверить свои силы и возможности?» Ответ был кратким и одобрительным, осталось только согласовать дату выезда и увязать дела по работе. А дату отъезда пришлось двигать, вместе с ней двигались и погодные условия в сторону минусовых температур. Кумское водохранилище было выбрано не случайно: к нему мы испытываем большое уважение, и абсолютно уверены в том, что там в эти даты льда ещё не будет. Договорись насчёт избы, её владелец Роман нас ещё раз заверил: лёд за последние годы в этом месте раньше первой декады декабря не вставал.

Лодка ещё стояла на стапелях, мы занимались последними приготовлениями: доклеивали необходимые в нужных местах полукольца и другие на первый взгляд мелкие элементы тюнинга, на самом деле являющиеся жизненно важными атрибутами на воде, где, в отличие от суши, нет возможности в любой момент хлопнуть дверью и сказать, что всё надоело, вызвать такси и поехать домой. Конечно же, лучше в передряги не попадать, но уж если произошёл форс-мажор, встречать трудности следует во всеоружии. Судно для этой рыбалки было выбрано нами осознанно, в том числе и из-за его размера – это Altair 425 PRO HD питерского производителя компании «Альтаир». Оно было проверено неоднократно в разных условиях, и в этой поездке ему предстояло выступить одновременно в качестве грузовика и рыболовной лодки. Забегая вперёд, отмечу, что со всеми поставленными задачами лодка справилась на 5 баллов.

Судно для этой рыбалки было выбрано нами осознанно, в том числе и из-за его размера – это Altair 425 PRO HD питерского производителя компании «Альтаир»

Экипировка

Опыт десятилетней давности подсказывал, что все брызги воды, поднятые вверх, при контакте с одеждой при минусовых температурах будут образовывать ледяной панцирь на ней. Поэтому одежда подбиралась с особой тщательностью: мембранная ткань и пуховая подкладка – всё это объединилось в зимнем костюме ANCHORAGE от бренда Alaskan. По названию этого костюма можно догадаться, что город Анкоридж (буквально – Якорная стоянка), расположенный на Аляске, точно не является местом, где люди круглый год ходят в купальниках. Он находится севернее Санкт-Петербурга и немного южнее Мурманска – как раз на уровне Северной Карелии!

Мембранная ткань и пуховая подкладка – всё это объединилось в зимнем костюме ANCHORAGE от бренда Alaskan

Немного о самом костюме. Он выполнен в лучших традициях бренда Alaskan: утеплён натуральным гусиным пухом (600 гр/м² на куртке и 300 гр/м² на полукомбинезоне и рукавах), а за влагозащиту отвечает мембрана AERO-TEX, швы, естественно, проклеены.

Читать еще:  Тонкости ловли весеннего жереха, какие приманки выбирать

Когда я стал изучать описание костюма на сайте компании, обнаружил, что там выложен как минимум научный труд  на несколько страниц, написанный технологом. Сомнений нет – поработали инженеры серьёзно. Но нам, потребителям, важны осязаемые и понятные вещи. Например, наличие удобных карманов, и их должно быть много. В этой куртке они есть, и более того, в правом боковом кармане  имеется даже специальное небольшое хлопчатобумажное полотенце. А для рыболова наличие такого удобного элемента для сушки рук – это жирный плюс! Карманов действительно много, только не забывайте их закрывать и запоминать, куда что положили! Ветрозащитная юбка надёжно защищает от продувания, без неё холодный ветер может за короткий период организовать подмерзание.

Высокий ветрозащитный воротник – это особая тема: защита лица при движении на скорости в лодке или снегоходе важна как никогда. Я не хочу затрагивать эту неприятную тему, но есть ситуации, когда от переохлаждения у людей на всю жизнь на лице остаются следы. Защищайте  его! И в данном костюме совокупность высокого воротника и удобного капюшона с множеством регулировок помогает решить эту проблему. Здесь я тоже поставлю жирный плюс: всё работает и хорошо закрывает лицо. И если вам не нужно, чтобы элементы капюшона, формирующие переднюю защитную часть – стойки, болтались перед лицом, их можно зафиксировать сбоку кнопкой. Куртка сзади имеет удлинённый крой и усиленную ткань в нижней части. Вид симпатичный, и функциональность на высоте. На плечах есть светоотражающие вставки. Полукомбинезон – отдельная песня. Пояс у него выполнен нестандартно – из поларфлиса с функцией Wind Stop, который не продувается. Предположу, что такая конструкция задумана, чтобы влага отводилась от тела, и для этого используется дышащая ткань. Впереди двухзамковая молния – она брызгозащитная. Удобные карманы. Внизу есть внутренний «фонарик» из водонепроницаемой ткани, чтобы снег не попадал в сапоги.

Как вы понимаете, костюм состоит из мелочей, и все они продуманы. Из них и складывается правильное, удобное и функциональное изделие. Что получаем по факту? Больше всего я переживал, что полукомбинезон начнёт «продавливаться водой» в зоне «пятой точки» при длительном сидении в лодке. Этого не произошло – мембрана справилась. Пух в этом месте работает исключительно тогда, когда человек находится в вертикальном положении. Тут всё просто: пух эффективен, когда создана воздушная прослойка, и компрессия ему противопоказана. У меня для периодов, когда требуется длительное время находиться в сидячем положении, был припасён 3-миллиметровый «подпопник» из неопрена, а на банке в лодке наклеена толстая пенка.

Куртка получила оценку 4,5 балла из 5. Полбалла я ей срезал за то, что идеальных вещей нет, а подобрать индивидуальный подход к каждому рыболову производитель не в состоянии. Удачным решением стало то, что манжета сделана из синтетики, а у неё меньший капиллярный эффект, а значит, и в рукав влага поступать будет в минимальных количествах. Продуманы все утяжки, которые помогают регулировать объём куртки или капюшона. Попадая в сильный ветер, их наличие начинаешь оценивать в полной мере: тепло не уходит и ощущаешь себя как у Христа за пазухой.

Термобельё

Очень важный элемент одежды во время холода и сырости – термобельё: если оно остаётся сухим, то политико-моральное состояние экипажа на высоте. В эту поездку я взял с собой 2 разных комплекта на 6 дней. Практика показала, что в экстремальных ситуациях себя отлично проявило трёхслойное термобельё российского бренда ULTRAMAX.

Читать еще:  Соседи по перекату или яркие эпизоды из прошлых рыбалок

Я приобрёл модель, рекомендованную при пониженных температурах – ULTRAMAX Merino Thermals. Двухслойность заметна после стирки и отжима: на ощупь тактильно ощущаешь разницу во влажности. Меня сильно удивило, что производитель лишь скромно указал на присутствие в составе шерсти. А ведь надо было большими буквами, на всю коробку написать: «Шерсть мериноса»! Термобельё получилось действительно уникальное, причём не только по составу, но и по своим качествам. Влагоотведение на высоте, тепло обеспечено, плоские швы, внешний вид такой, что его можно спокойно носить в городских условиях. А 220 гр/м² – это достаточно плотная ткань. Особенно радует, что производится это термобельё в России. Хочется верить, что не за горами то время, когда фраза «Не сделано в Китае» будет восприниматься потребителем как знак качества.

Сапоги из ЭВА

И у меня, и у Дмитрия были сапоги из материала ЭВА. Эта поездка, однозначно, расставила все точки на «i» в этой теме для нас. Они тёплые, быстро сохнут, а большего мы от них в лодке и не требовали. Считаем, что человечеству подарен уникальный материал под названием ЭВА! На мне были сапоги компании Torvi, а Дмитрий носит сапоги компании «Барс».

Экспедиционные цели

Можно долго  планировать позднюю осеннюю рыбалку, продумывая все детали, но достаточно один раз решиться, сделать вылазку и на деле осознать её реалии. И главное – понять для себя, стоит ли оно того. При приближении совершенно очевидными становятся следующие факты: короткий день, сильные ветра, низкая температура, сети, дальняя дорога, большой расход топлива на переходах и на генератор. Проживание может быть только в избе, так как необходима ежедневная просушка. Нашему экипажу пришлось заново выстраивать взаимоотношения, поскольку 10 лет – большой срок и, конечно, за это время в жизни каждого из нас произошли немалые изменения. И эта поездка помогла восстановить общение, ведь сколько нового и интересного мы узнали друг о друге! Дмитрий не единожды покорял Камчатку и Кольский полуостров. И все его поездки были непростыми. Поэтому и в течение этой вылазки он был спокоен и нисколько не расстраивался, что отсутствовала связь с внешним миром. А утро он организовывал исключительно по своему алгоритму: подъём, завтрак, прогулка по лесу или по берегу, далее – физические упражнения на турнике, и только после этого он был готов отправиться на рыбалку. У меня время уходило на подготовку судна к новому дню, а также на решение других дел по хозяйству, которых оказалось на удивление много. Но они не напрягали, а делали жизнь интересной. И напитки, содержащие C2H5OH, где присутствуют три молекулы воды и три спирта, связанные водородными связями,  оказались не особенно необходимыми, и если они и были взяты – то исключительно для галочки в продуктовом списке. 

Но ещё более интересной становилась жизнь, когда мы двигались к избе после рыбалки и рубились против волны не менее 10 км, а происходило это в полной темноте. В первый раз в жизни я ориентировался по звёздам, впрочем, навигаторов у нас было два, их мы доставали тогда, когда надо было маневрировать между островами.

Читать еще:  Простая теория различия воблеров и что это даёт рыболовам

На что ловили

В те дни, когда возможности выйти на воду по причине шторма не было, Дмитрий быстро освоил ловлю хариуса прямо с берега, что для меня было немного неожиданно. Он взял с собой ультралайтовое удилище Maximus Midori и набор соответствующих приманок. Эта палочка действительно даёт возможность получить огромное удовольствие от поклёвки рыбы. Атаки хариуса, как всегда неожиданные, происходили практически у ног в тот момент, когда начинаешь планировать следующий заброс. Единственной сложностью было перемещаться по прибрежным камням, покрытым льдом или изморозью и очень скользким.

Другую рыбу мы ловили троллингом. Коллекция уловистых воблеров  у меня была собрана ранее, но, пообщавшись на выставке со старым знакомым, который хорошо ориентируется в приманках, работающих на всех северных водоёмах, я выяснил, какие воблеры лучше брать с собой. Главным критерием является размер: он должен быть не менее 110-130 мм. Цвета – как тёплые, так и холодные, главное – контрастные и флуоресцентные. На выставке я приобрёл воблеры компании Bigfish (bigfish-trolling@mail.ru). К сожалению, на сайте производителя не указаны все модели и расцветки, поэтому приложу фото. Ловят рыбу они исправно, а главное – они универсальные и летом на них великолепно ловится судак. В этой поездке отличились S-108, S-130, U-115, а вот модель K-110 имеет рабочую глубину 4-4,5 м (в зависимости от того, шнур используется или леска) и явно заточена под судака. Все воблеры настроены, у них качественная сборка, материал – бальса.

воблеры компании Bigfish

Хорошо работают колебалки. При ловле в заброс себя проявили блёсны от бренда LureMaxParagon, 70 мм (22гр.),75 мм (26гр.) и 80 мм (30гр.), Plankton, 70 мм  (22 гр), и Honor, 54 мм (18 гр). Эти блесны можно ожидать в продаже в сезоне 2019 года. У них необычное исполнение, они дают при игре интересные блики, в прозрачной воде блёсны видно с очень большого расстояния. Скорость подмотки надо подбирать под каждую из них, паузы приветствуются, полётные качества на высоте! Для меня колебалки – материал расходный, а здесь ещё и планируется вкусная цена!

Блёсны от бренда LureMax

Вывод

Сложно вводить такую рыбалку в ранг удовольствия – его тут как раз минимум, так как постоянно идёт борьба с холодом и ветром на воде. Если вы хотите проверить свои снасти, экипировку и другое оборудование, то это хороший вариант. На нашем примере можете делать свои выводы.

Из полезного. Самый распространённый генератор «кубик» заводился со второго рывка при наличии «быстрого старта» (эфира). Мотор вынимайте из воды, иначе есть опасность, что он, покрывшись льдом, может просто обмёрзнуть – и, например, крыльчатка не будет подавать воду для охлаждения. В течение всей поездки имейте под рукой два термоса с кипятком, который может пригодиться для того, чтобы растапливать лёд. В противном случае любое соединение просто не разбирается. Баллоны с силиконом нужны для смазывания катушек, колец и лески. Я им ещё опрыскивал сливное отверстие (шпигат) в лодке и обязательно проверял кипятком, как сливается вода. Одним словом, борьба со льдом – перманентное состояние на протяжении всей поездки.

Также надо следить за температурой воды, а при северных ветрах остывает она достаточно быстро, и есть угроза, что в бухту может набиться шуга. Тогда придётся вызывать «ледокол».

 

Автор Андрей Спирин

Фото: Андрей Спирин и Дмитрий Пичкалев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *