Тест-драйв: двухтактный подвесной лодочный мотор «Парус 3.5».

Приключения китайца в России

 «Не было печали — купила бабка порося…»

Русская народная мудрость

  Итак, знакомьтесь — двухтактный  подвесной лодочный мотор «Парус 3.5». Уже из названия можно понять, что сделан он специально для России и мощность по паспорту составляет 3.5 л.с. Внешне мотор выглядит, мягко скажем, необычно. Внешний вид вызывает какие то тревожные воспоминания из очень  далекого прошлого. Кажется, что где-то ты это уже видел в каком — нибудь журнале за 19… очень лохматый год. Но характеристики подкупают.

Судите сами — вес 9.6 килограмм, смешанное воздушно—водяное охлаждение, управление газом на румпеле и при этом центробежная муфта, позволяющая включать передачу не рычагом а добавлением газа. Ну и конечно же цена! Не буду озвучивать — просто поверьте, что она просто смешная. Особенно по сравнению с именитыми собратьями.

 Сразу могу сказать, что к самим двигателям китайского призводства я сам не испытываю абсолютно никакого предубеждения и пусть так называемые «эксперты» сколько угодно с пеной у рта рассказывают о том, что они не надежны, что они одноразовые и не подлежат капитальному ремонту и т.д и.т.п. Несколько лет пользуюсь произведенными в Китае электрогенератором и бензогазонокосилкой и ничего. Генератор исправно дает ток, когда отключают электричество на даче или беру его с собой в походы для освещения лагеря, а газонокосилка нормально  косит. И вот теперь ПЛМ. Но вот это приобретение оказалось неоднозначным.

   Начнем, пожалуй, с дополнительной комплектации, которая, на удивление, оказалась весьма богатой. В коробке помимо двигателя оказалось много полезных и приятных мелочей. Как то — литровая канистра для смешивания масла и бензина с рисками для приготовления смеси, воронка, запасная крыльчатка системы охлаждения, набор инструментов для ремонта (шестигранник, гаечный ключ, отвертка, свечной ключ), запасные шпонки винта, скоба для его фиксации и весьма толковая инструкция на русском языке.В чем-то должен быть подвох — но об этом позже. Выглядит «Парус» пусть и не совсем обычно, но оказалось, что футуристическая (или наоборот — стилизованная под ретро, кому как больше нравится) «голова» двигателя расположена на «ноге», котрорая является почти точной копией пусть и старенькой, но проверенной временем двухтактной «Yamaha» 2 л.с. Отличие состоит только в том,  что у японцев отверстия для забора воды для охлаждения двигателя сделаны аккуратно. Здесь же создается такое впечатление, что их вырубали, причем вручную и чуть ли не зубилом. Правда — края сколов аккуратно закрашены.

 Начало эксплуатации

 Этот мотор приобретался для  комплекта «эгоист» — то есть для установки на надувную лодку из ПВХ «Flinc 280» с айрдеком. Эгоистом я его называю потому, что общий вес комплекта позволяет переносить его силами одного человека без какого либо напряжения. На навесном транце мотор встал сразу и без каких-либо эксцессов. Нигде ничего не задевает и струбцины нормально закручиваются. Первый пуск дался без лишней траты сил и нервных клеток, но нужно отметить, что к запуску на холодном двигателе нужно приноровится. На корпусе есть рычажок воздушной заслонки и эластичная колбочка для подкачки топлива вручную. После запуска мотор преподнес небольшой сюрприз. Дело в том, что на холостых оборотах он работает в режиме воздушного охлаждения. Водяное начинает работать только на ходу. Так вот на холостых оборотах он работает не просто громко — а ОЧЕНЬ громко. Треск и грохот стоит такой, что кажется, будто это не 3.5 силы а все 35! Причем без глушителя. Это маркетологи здорово пошутили, назвав его «Парус». Паруса   ведь относительно тихие а здесь за кормой стоит адская какофония звуков, состоящая из артиллерийской каннонады, циркулярной пилы и воплей кающихся грешников. После обкатки на ходу звук двигателя стал чуть тише, но все равно остается достаточно громким.  Задний ход достигается поворотом головы двигателя на 180 градусов. Румпель при этом можно перекинуть в сторону кокпита.

Читать еще:  Marlin Motors – комплексный подход и новые моторы Marlin PROLINE

На время обкатки делаем смесь 25:1 — после 50:1. В инструкции по эксплуатации указано масло TCW3 для двигателей с водяным охлаждением, поэтому льем его. Мотор страшно дымит — но обороты держит. В первые же минуты работы замечаю, что на ходу от вибрации отвинчивается винт, держащий кожух воздушного фильтра. На лету ловлю кожух — винт навсегда остается в пучине. После пробного пуска вытаскиваю лодку и мотор на берег и принимаю стратегическое решение самостоятельно подтянуть все винты, находящиеся в зоне видимости и пределах досягаемости. Результат — половина всех винтов и болтов требовала подтяжки. Вторая половина вроде нормально.

 Стартер по-конфуциански

Стартер у «Паруса 3.5» Делаю еще несколько успешных заплывов на недалекие расстояние — все идет  отлично. В очередной раз спускаю лодку на воду, ставлю мотор, отплываю от берега, начинаю заводить и  после пары рывков шнур стартера  перестает сматыватся! А раз шнур не сматывается — то и мотор, соответственно, не завести. Идут обратно на веслах, вытаскиваю лодку на берег и начинаю разбираться.

Стартер у «Паруса 3.5» вынесен сверху корпуса и крепится к нему четырьмя болтами — шестигранниками. Снимаю стартер — выесняется, что выломано крепление колесика, на которое наматывается шнур к корпусу самого стартера. Хотя шнур, на мой взгляд, и коротковат, но все равно действовать по принципу «раззудись рука — размахнись плечо» не стоит — это все же обычный пластик, а не карбон. Результат — стартер на замену.

 За новым стартером пришлось ехать в Москву. Цена этой запчасти относительно небольшая, но все равно осадок, как говорится, остался. Забегая вперед могу сказать, что и новый стартер прослужил не очень долго. Причина — обрыв шнура. Самостоятельные попытки поставить новый шнур окончились полным провалом, так как стартер оказался неремонтопригодным в принципе. Полное вскрытие показало, что в нем все сделано с такой поистине конфуцианской философией и фантазией, что разобрать его можно — но вот собрать обратно не получится. И опять все дороги ведут в Москву…

 

Обкатка и техобслуживание

Но пока второй стартер не приказал долго жить и не отправился вслед за первым собратом в страну счастливой рыбалки, мотор все же удалось полностью обкатать (10 полных баков) и немного поэксплуатировать в обычном режиме. Самое главное — со своей задачей двигателя для небольшой лодки он справляется на «отлично». Мощность полностью соответствует заявленной и он уверенно тянет небольшую надувнушку с водителем и пассажиром на борту. Средняя cкорость по GPS с одним человеком по спокойной воде составила 10.5 км/час с двумя — 8.7 км/час. Винт металлический трехлопастной и как показала практика — входящие в комплект родные шпонки у «Паруса» ломаются даже от резкого набора газа. «Лечится» эта напасть старым испытанным способом — новые шпонки нарезаются из обычных гвоздей, подходящих по диаметру. И все сразу начинает работать как надо. Так что несколько гвоздей и пассатижи всегда нужно иметь при себе, так как из них можно не только нарезать шпонки, но и в случае необходимости сделать скобу для крепления винта. Сразу после обкатки были заменены масло в редукторе и свеча зажигания. То, что какое то масло в редукторе изначально было — проверено еще при покупке прямо в магазине. Но когда открутил пробку, то из отверстия полилась какая то маслянистая дрянь серого цвета вперемешку с металлическими опилками. Но что порадовало — не пенная эмульсия, как было бы если туда попадает вода. Внутренности редуктора были проспринцованы бензином и залито нормальное масло. Со свечей дело обстояло сложнее. Для её замены  необходимо полностью снимать пластиковый кожух. Операция эта не простая, так как для того, чтобы это сделать необходимо отвернуть несколько болтов. И опять для меня осталось загадкой — зачем было так усложнять конструкцию, а на двухтактных двигателях свободный доступ к свече вообще является необходимостью. К стати, нужно отметить, что старая свеча даже после обкатки на богатой маслом смеси не имела никаких следов нагара.

Читать еще:  Эволюция "Морского дротика"

 Второй сезон

Второй сезон эксплуатации начался с установки нового стартера, имеющего (по словам продавцов) новую улучшенную конструкцию. Замены масла в редукторе и чистке свечи зажигания. Стартер действительно оказался доработанным. Несколько первых пусков веревку заклинивало в раскрученнном положении, так что приходилось его снимать и проворачивать пружину вручную. Но вскоре там что то притерлось и этой проблемы не стало. Единственное, что приизошло за зиму — начала облетать краска как с металлической «ноги», так и с пластикового корпуса, в результате чего мотор стал похож на какое то облезлое пугало, но так как на рабочих качествах это никак не сказывается, то и особого внимания, да еще за такие деньги обращать не стоит.

   Если в прошлом году у меня были сомнения в этом двигателе и я не рисковал уходить с ним далеко и надолго от базы, то сейчас подобной проблемы нет. Все известно и изучено. Так что в этом году спокойно беру его в дальние вылазки. Однажды даже пришлось попасть в серьезную болтанку на Ладоге. Конечно, для этого озера нужна и лодка другая и мотор помощнее, но где наша не пропадала да и опыт — лучший учитель. Берет правда дорого, зато обьясняет доходчиво. Так, выйдя из устья Свири и попав на открытую воду с неслабым волнением стало понятно, что мой «Флинк» лодка хоть и хорошая, но предназначена она только для спокойных водоемов. Каждая третья ладожская волна со своим печально знаменитым «барашком» так и норовила перехлестнутся через имеющий минимальный   подьем нос лодки. Да и движку тоже приходилось тяжеловато. Но основную проблему в этой ситтуации представляла шпонка — как только лодку поднимало на волне и винт оказывался в воздухе ее тут же срезало и мотор становился бесполезным. Так что несколько раз приходилось подгребать на веслах к берегу и ремонтироваться. Но все равно двигаясь на  небольшом удалении от берега удалось пройти несколько километров до спокойной протоки и уже там вздохнуть спокойно. Конечно, все вышесказанное относится к категории экстрима и повторять это не стоит ни в коем случае, но раз это было, то можно и поделится приобретенным опытом. В любом случае если необходимо без спешки пройти 15 — 20 километров по спокойной воде то беру лодку, мотор, пассатижи, гвозди, шестигранник, пятилитровую канистру с топливом и спокойно отправляюсь в путь.

Читать еще:  Костюмы поплавки почему они важны на любой рыбалке

 Эксплуатация

   Заливаю только самый дешевый 92, но есть сильное подозрение, что этот мотор будет нормально работать и на 76 и на 80 бензине. Расход составляет стандартный литр топлива на час работы. Кстати, для того, чтобы посмотреть остаток топлива в баке не нужно откручивать крышку — все прекрасно видно, если посмотреть сбоку сквозь вентиляционные отверстия на кожухе.

По поводу входящих в комплект инструментов для мелкого ремонта — избавляйтесь от них сразу же и берит все то же самое, но нормальное. Так гаечный ключ на «10» разошелся уже на втором болте. Свечной ключ погнулась сразу же а на двустронней ответрке треснула пластиковая ручка. Но так как в хозяйстве все это имеелось, то замена и подбор инструментов прошли безболезненно. Свечной ключ подходит от бензопилы и обязательно нужно подобрать шестигранники — большинство креплений на моторе сделано именно ими.

Итоги

 Достоинства:

  • Низкая стоимость
  • Небольшой вес
  • Удобство (газ на румпеле + центробежная муфта)
  • Визуальный контроль за уровнем топлива
  • Экономичность

 Недостатки:

  • Высокая шумность
  • Низкая надежность стартера
  • Сборка
  • Отсутствие быстрого доступа к свече зажигания
  • Отсутствие сервиса и запчастей в регионах

 Выводы:

 Чудес за такую цену не бывает. Хотите ПЛМ, единственной проблемой у которого будет правильно подобрать пропорции топлитвной смеси — не раздумывая берите японца или американца. Хотите сэкономить на покупке ПЛМ почти в три раза? Берите «Парус», но будьте готовы к тому, что к нему надо будет сразу же после покупки приложить руки. Самостоятельно все затянуть, поменять масло в редукторе ну и в прок запастись расходниками. Работой этого мотора за почти два года я доволен. Подвел только стартер (два раза). Что касается удобства — то в своем классе равных у него почти нет. Шумность лично мне не мешает, так как браконьерить я не собираюсь. Ну и конечно же проблема с запчастями и сервисом. Пока, насколько мне известно, все это есть только в Москве. Вместе с мотором надо сразу же брать запасной винт (к «Парусу» они идут только с одним шагом, но для малышей это не критично), свечи зажигания, запасной стартер (и возить его всегда с собой вместе с комплектом инструментов)  и масло для редуктора.

Общий вывод же таков. «Парус 3.5» — это нормальный мотор, но «напильником» его владельцу обрабатывать придется самостоятельно.  

Павел Прудников