Хочется, чтобы рыбалка проходила в комфорте и была результативной. Но, к сожалению, в этом пазле слишком много составляющих, повлиять на которые не в силах ни один человек. Кто же знает, в какую сторону поплывёт через день стая окуня, доставившая столько положительных эмоций рыбакам накануне?
И не всегда получается, носиться на своих двоих по бескрайним просторам Ладоги, так как частенько это не идеально ровные ледовые поля, а весьма пересечённая местность. И даже пара километров, пройденных по ней пешком, к вечеру отзываются приятным «гудением» в ногах. Ну а если снег лежит толстым ковром на льду? Такой «фитнес» уже может быть утомительным и даже чрезмерным.
«НО» в виде… нарушения границ водоохранной зоны
Вроде бы, можно и подъехать поближе к толпе, гоняющей полосатого, но в последние годы появилось несколько очень серьёзных «НО»…
Вот уже несколько лет лёд на Ладоге не образует чёрного монолита, как в былые годы. Его ещё в первые морозные дни изрядно заваливает снегом, что крайне негативно сказывается на темпах роста толщины ледового панциря. И лёд получается какой-то слоёный, непрочный. Если с определённого момента человека он начинает держать, то нагрузка в виде 1-2 тонн железа для него уже непосильна. И лишь немногие отчаянные водители в прошлые зимы рисковали выезжать на лёд.
Но здесь появляется ещё одно «НО» в виде… нарушения границ водоохранной зоны транспортным средством. И это второй сдерживающий фактор.
Однако рыбу-то хочется половить… А без механической помощи это сделать весьма затруднительно. Платная доставка – удовольствие не из дешёвых. А на рыбалке хочется бывать почаще…
Альтернативы просто нет!
И здесь, взвесив все «за» и «против», оказывается, что альтернативы мотобуксировщику просто нет. Он не подпадает ни под один критерий, который потребовал бы регистрации и специального разрешения для пользования. Налоговая инспекция пока не придумала, как с владельцев «мотособак» брать налоги. И вместе с тем это не транспортное средство, поэтому оно может спокойно передвигаться в водоохранной зоне.
Габариты «мотособаки» и её транспортировочные размеры позволяют перевозить эту технику в обычном бортовом прицепе, в который помимо этого входит ещё и набор саней-волокуш.
Вместе с этим тяговитости данного транспортного средства хватает, чтобы рыболовную компанию из 2-4 человек средней упитанности возить на рыбалки по самым заветным местам, не особо расходуя при этом бензин. Это позволяет сделать подобные поездки вполне бюджетными.
Созрел и я…
Покатавшись пассажиром на различных буксировщиках друзей, в прошлом году я решил, что настало время и самому стать каюром – прибрести мотобуксировщик в личное пользование.
После сезона, суммарный пробег за который вплотную приблизился к полутысяче километров, можно поговорить и о том, насколько всё это оправдано, сбылись ли ожидания и как себя показала техника.
Сказать, что я ею доволен – это не раскрыть вопрос и наполовину. За прошедший сезон мы побывали там, где хотели, и, что самое главное, тогда, когда хотели, причём практически каждый раз успевая к началу «раздачи». Правда, для этого пришлось немного поработать.
В чём эта работа заключалась?
На первом этапе – это выбор буксировщика, его доводка, знакомство с нюансами эксплуатации, обкатка и небольшой тюнинг как самого буксировщика, так и прицепляемых к нему саней-волокуш.
На что я обратил внимание. Мощность двигателя в 13 л.с. оказалась минимально необходимой для наших задач. И звёздочка в 11 зубьев, изначально установленная в главной паре, после обкатки позволила возить до 500 кг полезной нагрузки почти по любому покрытию. А по достаточно ровному покрытию можно разгоняться с таким весом до 32 км/час.
Хоть и нет вдоль южного берега Ладоги крупных холмов, но всё же небольшие косогоры на пути встречаются. И здесь добрую службу нам сослужили специальные гусеницы с продольными элементами, которые обеспечивали необходимый зацеп во время наших поездок.
Поначалу было довольно сложно работать с ручкой газа. Но пролив «отработкой» тросик, мы ликвидировали эту проблему – ручка стала двигаться очень мягко.
Пришлось немного поработать и с гусеницей. На снегу всё было превосходно, а когда мы впервые выехали на гладкий лёд, 150 саморезов из нержавейки, установленных в специальные наплывы на гусенице, обеспечили отличное зацепление даже на зеркальной поверхности. Правда, выплыла одна проблема – заднее корыто иногда начинало обгонять весь пелетон. Посмотрев, как это выглядит со стороны, его поставили «на коньки». Точнее, лезвия изготовили из Т-образного профиля нержавейки. Эта придумка полностью стабилизировала все сани.
А чтобы ездить, не обращая внимания на сумерки, на специальной раме, одновременно служащей упором складывающемуся рулевому устройству, мы установили пару светодиодных «противотуманок», специально подобрав жёлтые источники света. С такой иллюминацией каюру всё отлично видно и во время тумана, и когда падает снег. Теперь наши рыбалки светлым временем суток не ограничиваются.
ТО
К наступающему сезону проведена профилактика двигателя, проварена в «отработке» цепь, проверены подвеска и опорные катки, собранные на закрытых подшипниках, и почищен карбюратор. Изготовлен новый чехол на мотор, который при остановках защищает карбюратор от обмерзания. Немного изменена форма рейлинга, ограничивающего грузовую площадку буксировщика.
Немного доработан прицеп автомобиля, чтобы упростить и ускорить погрузку/разгрузку буксировщика и саней-волокуш.
Мы готовы, дело за малым – чтобы наступила зима и Ладога сковалась надёжным ледовым панцирем…
Владимир Колгин