Мы обратились к мастеру Алексею Яблонскому (известен на форумах как Almay), имеющему солидный стаж по ремонту винтов и восстановлению алюминиевых частей п.л.м. Количество отремонтированных им винтов перевалило за несколько тысяч и за плечами почти четыре десятка лет работы инженером.
Имя этого мастера давно известно в кругах спортсменов, а они бьются за титулы и кубки. Винты, прошедшие его тюнинг, постоянно занимают призовые места. Что говорит о том, что понимание по данному вопросу у него на высоком уровне, и как говорят «продвинутые» — он в «теме».
Все вопросы строились исключительно из расчета потребительского интереса по ремонту и диагностике винтов.
— Алексей расскажите пожалуйста какая ситуация сложилась на рынке по винтам?
— Если полтора десятка лет назад винты, установленные на моторах, имели клеймо Made in Japan, и являлись для нас эталоном, то сейчас к великому сожалению в стоке можно увидеть винты не самого лучшего качества. Справедливости ради надо отметить, что на моторах мощностью свыше 30 л.с. устанавливаются качественные винты. Особых вопросов не возникает к производителям Mercury, Honda, Suzuki, Yamaha.
Некоторые производители перевели производство маломощных мотор в Поднебесную, и комплектуются они винтами местных производителей.
— Вероятно, это как-то связано с тем, что первое место по добыче алюминия занимает Китай, а для производства изделий из этого металла требуется много электроэнергии, а ее стоимость в Японии, как известно, очень высока.
— Возможно. Но совершенно очевидно, что это связано с экономическими и логистическими аспектами.
— Как рядовому покупателю определить, какой винт соответствует заявленным параметрам, указанным на винте?
— Если это изделие от известного производителя и имеет маркировку, например Solas, где диаметр и шаг совпадает с отображенной на винте информации, и их изделия и комплектующие доступны в дилерской сети по всей России, то на изделиях «no name» или мало известного производителя надо проверять исключительно на шаговой горке. Другого метода я не знаю, и «на глаз» это сделать невозможно.
— Вы отметили, что на моторах свыше 30 л.с. устанавливаются качественные винты, а с меньшей мощностью дело обстоит грустно?
— Очень часто попадающие в ремонт винты с неверной геометрией приобретаются именно с маломощными моторами. Нередко у корня винта шаг один, а у края лопасти с отличием на 3-4 дюйма другой.
— Невероятно, это правда?
— Сожалению это действительность. Попадались винты, где одна лопасть имеет один шаг, а две соседние лопасти имели расхождение на два дюйма в ту или иную сторону. Таких историй много.
— Какой КПД такого винта, где у корня один шаг, а у края другой с отличием на 3-4 дюйма?
— О каком КПД может вообще заходить речь, если одна часть винта пытается разогнать винт до нужных оборотов, а другая часть лопасти его тормозит. Разность давления у корня и края лопасти образует поперечные паразитные потоки. Таким образом, мощность мотора уходит на борьбу винта «себя с собой». Это все равно, что пытаться разогнать автомобиль на «ручнике». Нередко обладатели таких винтов, не понимая причины, обращаются к производителям лодок, предполагая, что проблема кроется в обводах судна. Складывается впечатление, что производитель таких изделий отливает одну заготовку и в дальнейшем, подгибая лопасти, придает им другую геометрию. Таким образом, они получают разный шаг. Это совершенно приемлемо, поскольку винт является сложным в проектировании гидродинамическим изделием. Попробуйте сделать фото винта победителя гонок F-1, не думаю, что кому-то удастся это сделать без последствий.
— Предположу, что по этой причине лопасти таких винтов имеют приличную толщину?
— Отчасти верно. Конечно же, такая толщина негативно отражается на работе винта, т.к. это связано с большими потерями на трение.
— Спасибо Алексей за предоставленную информацию, она заставляет серьезно задуматься при выборе винта, и возможно кому-то поможет разобраться со своей проблемой и наконец, найти разгадку, почему мотор не развивает свою мощность.
Беседу вел Иван Лазарев