Ловля на озерах Швеции. Местечко Сторуман

ловля форелиНе затем мы отмотали почти полторы тысячи километров, чтобы довольствоваться рыбалкой, которую можно получить и в нашей Карелии. И перед поездкой, и уже по приезду мы расспрашивали Юру о том, где можно получить максимум впечатлений и есть шансы выловить трофей здесь (в Швеции) и сейчас. Юра охотно делился информацией; его откровенность понятна – он заинтересован в нас как в потенциальных клиентах на будущее. Пара из его предложений нам показались наиболее привлекательными. Первое – это ловля форели, которая несколько месяцев назад вырвалась на свободу в озеро из разорванных садков в одном из форелевых хозяйств, расположенном за 230 километров от Сторумана. Второе предложение – это гораздо ближе – примерно в 40 км от нашей базы. Там предполагалась ловля хариуса на одной из многочисленных бурных шведских речек.

Долго не обсуждали: сразу же приступили к технической реализации обоих предложений: определили время выезда,   снасти, наживки, маршрут, договорились по поводу лодки. Через Юру опять же удалось договориться с русскоязычным гидом из Эстонии, который согласился не только сопровождать нас до форелевого озера, но и прицепил к своему автомобилю прицеп с лодкой для нас.
Подъём в 4:00 по-шведски (это в 2:00 по московскому времени). Накануне долго провозились с приготовлениями, проболтали, как-то не удалось пораньше лечь спать. Потому банально все проспали, однако встали всего на полчаса позже намеченного времени. Поэтому не обошлось обойтись без выслушивания слов неудовольствия со стороны нашего эстонского гида. Однако, мужик оказался весьма покладистым и отходчивым. Мы быстро нашли нужные слова, общие темы и смогли установить с ним достаточно дружественные отношения.
Хоть и выехали мы с 30-минутным опозданием, но это никак не повлияло на погодные условия по дороге: на улице был реальный «минус», в низинах и до -4 °С, некоторые участки пути в «молочном» тумане, и практически весь путь мы проделали в ночной темноте. Практически все условия, что быстро не поедешь. И всё-таки европейское качество дорог и наше желание поскорее добраться на место встречи с форелью позволило нам почти наверстать нашу утреннюю задержку, и на берег прибыть к началу рассвета, к утреннему клёву.
Над озером в безветрие стоял очень густой туман, видимость максимум до семи метров. А если прибавить к этому пусть небольшой, но «минус», то получалось совсем некомфортно, зябко. На берегу поначалу никого не было видно. Пока спускали на воду лодку, собирали снасти по едва уловимым звукам и движению силуэтов различили трех рыбачков на берегу и пару лодок-теней метрах в 50-ти от берега. Чуть позже, когда туман начал рассеиваться, показались очертания зданий и сооружений расположенного рядом форелевого хозяйства. Однако, забегаю вперед…
Накануне нас вооружили знаниями о том, что время  утреннего клёва весьма ограничено, а форель как раз и предпочитает завтракать в тумане, а ещё лучше, если при этом погода будет пасмурная. Поэтому весьма споро справляемся с приготовлениями и – по местам!
Лодка одна, оптимально – на двоих. И эти двое – это я и Иваныч. Такое распределение произошло просто потому, что мы предпочли ловить в заброс на блесну. Антон, Саша и Дима остались на берегу попытать счастья в ловле на донку. Для этого способа они заранее с помощью Юры запаслись ПАСТОЙ. До этой нашей поездки я и знать не знал, что есть такая специальная наживка под названием ПАСТА, которая представляет из себя массу в баночках, действительно похожую на некую пасту. Из этой пасты скатывают шарики, и их насаживают на крючок. Чем-то эти шарики очень привлекают форель, но чем – рыба об этом никому не рассказывала. Паста – пористый материал, легче воды, поэтому шарики, сделанные из неё и насаженные на крючок (который в свою очередь привязан к основной леске), не опускаются вдоль основной лески, а поднимаются кверху. Поскольку на озере в том месте, где мы рыбачили, есть достаточно ощутимое течение, получается для этой снасти почти идеальная ситуация: крючок с шариком из пасты на поводке «отплывает» от основной лесы вверх и в сторону, то есть риск запутаться вокруг основной лесы минимальный. Чуть не забыл: эта паста выпускается разноцветной; ребята выбрали оранжевый и белый цвет и, как оказалось, не прогадали с выбором.
Но всё это мы с Иванычем узнали позже. А пока, погрузившись в лодку, сделали первые гребки вёслами. И почти сразу из тумана более чётко проявились две лодки с рыбаками, потом и ещё одна. Лодки стояли на якорях прямо по курсу и как мы и предполагали раньше – метрах за 50 от берега. Якорь нами был брошен неподалёку от этих лодок, но с тем расчетом, чтобы ни мы не мешали другим рыбакам, ни они не смогли добросить свои снасти в нашу «зону». Спиннинги – в руки, блёсенки – на карабинчики, и – заброс без промедлений. Без раскачки потому, что пока эти несколько десятков метров шли на лодке, пока бросали якорь вокруг нас, как нам показалось, форель устроила просто какой-то шабаш: рыбины то тут, то там в зоне видимости показывали из воды свои спинные плавники, плескались, некоторые выпрыгивали изводы. Своими такими действиями они как бы говорили нам: «Ну, где вы там? Чего так долго ехали? Давайте уже скорее бросайте нам свои вкусные железячки!» Иваныч, помня Юрины рекомендации, насадил вертушечку №3 и уже на втором забросе подсёк кого-то, кто оказывал серьёзное сопротивление, гнул удилище и водил блесну вокруг лодки то приближаясь к ней. то отдаляясь. Но Иваныч – в рыбалке не новичок, слабины не даёт, уверенно подтягивает рыбу к лодке, а тут уже и я с подсаком подсуетился. И вот она, первая пойманная нами в этом озере радужная форель уже лежит на дне нашего судёнышка. Достойный экземпляр, на взгляд около полутора килограммов. Что ж, неплохо, если так и дальше пойдёт.
 Клёв с утра был и вправду хорош. Промозглая погода мгновенно отодвинулась на задний план. Конечно, не каждый заброс и даже не каждый второй был результативным, но нам с Иванычем в течение ближайшего часа по нескольку раз довелось испытать удовольствие от выуживания красивых и мускулистых рыбин. В этом процессе и блёсны меняли с целью подобрать самую уловистую и стиль проводки меняли. Забросы старались делать в те точки, где рыба играла. Не забывали и подкормку кидать. То есть делали максимум из того, что могли, дабы привлечь внимание красавицы-форели к своим металлическим или пластмассовым наживкам. Были, конечно, и неудачные попытки выуживания – неэффективное подсекание или сходы. Но чаще, а такое в этот день случалось с десяток раз, — форель сходила с крючков после «свечки»: достаточно крупная и сильная рыба выпрыгивает из воды на высоту до метра, открывает при этом рот, успевает в полете несколько раз мотнуть своей головой и сбрасывает, выплёвывает крючок. Мы с Иванычем хоть и знали про такие форельи «штучки», но всегда нам с ним удавалось справиться с этими прыжками. Только пару раз нам удалось эти «танцы» оставить результативными в свою пользу и в плане эстетики (красота в этих прыжках какая-то есть), и в добыче.
С начала рыбалки прошло около трёх часов. Туман рассеялся, а с ним и интенсивный клёв. К этому времени и усталость некоторая накопилась. Да и время пришло похвастаться друзьям своими успехами, удовлетворить своё любопытство по поводу их результатов. С якоря снимаемся, гребём к берегу, везём форели 15 штук весом от полутора до трёх килограммов. Гордые и довольные. По величине мы стали разделять рыбины на «ведёрные» (те, что помещались в 12-литровое ведро, примерно до 2,5 кг) и «мешковые» – те, что больше. В ведро они не влезали, а отправлялись в большой зелёный мешок. Оказалось, что у ребят на берегу тоже всё не так уж плохо: на каждого примерно по 5-6 рыбин примерно такого же калибра. Пока мы с Иванычем болтались в лодке, берег посетила и местная рыбинспекция. Но нам переживать по этому поводу не следовало, так как лицензии мы заблаговременно приобрели. Для справки: 150 шведских крон на неделю на человека.
Перекусили мы с Иванычем на берегу, почистили рыбку, размяли ножки и с новыми силами почти впрыгнули  в лодку, вновь отправились на водную гладь в надежде на встречу с форелью. Та же по сравнению с утром не часто баловала нас своим вниманием до конца дня. Бессистемно, но изредка всё-таки поклёвывала. С десяток экземпляров к вечеру всё-таки в качестве пассажиров отправились в лодке вместе с нами на берег.
уловистая серебристая блесенка-колебалочкаПо результатам дня в нашем экипаже определился лидер – уловистая серебристая блесенка-колебалочка около 10гр. По каким-то неведомым нам причинам в этот день эта маленькая железячка у форели была в фаворе и удостаивалась внимания гораздо чаще, чем другие опробованные нами блёсны и воблеры. Даже немного пострадала в боях: сломался один из крюков на тройнике; пришлось его сменить.
Осенний день клонился к закату. Предполагалось, что ещё должен был быть вечерний клёв, но негарантированно. Поэтому компания наша засобиралась к дому. 230 км – это почти 3 часа пути. А надо ещё улов упаковать, в морозилку уложить, ужин приготовить, а заодно и съесть его. И назавтра надо быть опять в порядке: ловить хариуса предполагалось с каменистого берега, передвигаться по которому невыспавшимися весьма проблемно и опасно. Форели же мы сказали не «Прощай!», а «До свидания!», так как собирались через день приехать к ней в гости ещё раз.
После вчерашних 230-ти километров сегодняшние 40 км нам показались сущей ерундой и мы их преодолели достаточно резво; тем более, что днём и без тумана. Вначале поплутав в поисках нужной нам реки (бурных рек по дороге пересекли не одну), тем не менее вычислили её и первые несколько минут просто любовались красотой природы: самой рекой с её бурунами, шумом, ощущением могучей силы, огромными камнями посреди русла, которые вздыбливали речные струи в самых разных местах, разноцветием осеннего леса на берегах. Вновь баловала погода – было тепло и солнечно.
В начале мы пробовали разные способы ловли: удочка на червя, спиннинг с блёсенкой и маленькими воблерочками разных мастей. Дима упражнялся со своей новой «фишкой» – нахлыстовой снастью. Хариус нам подсказал, что ему больше всего по вкусу пришлись червячки, и вскоре мы все, кроме Димы держали в руках обыкновенные удочки. К концу дня из бурных вод в наши ведерки перекочевало с полсотни небольших серебристых рыбёшек, которые вечером в жареном виде обещали быть очень и очень вкусными. Хариус хоть и не такой большой, как радужная форель, но боец. Ловить его приятно: он борется, не сдаётся с момента подсечки до тех пор, пока не окажется оглушённым. Будь он слабым, он не смог бы существовать в сильном течении, где постоянно нужно двигаться, чтобы не снесло течением или чтобы поймать добычу. Насладившись вдоволь хариусовой рыбалкой, команда наша двинулась к машине. По пути заодно насобирали с пол-ведёрка белых грибов и подосиновиков, которые для приготовления ужина тоже были весьма кстати. Допоздна на речке не задерживаемся, потому что завтра – на форелевое озеро. А значит надо пораньше лечь спать. Мы усвоили. что утренний клёв у красной рыбки наиболее интенсивный в течение дня и опаздывать к его началу не стОит. Ранний ужин и – отбой.
В этот раз подъём, завтрак (ха-ха, это в 2-то часа ночи!) и сборы прошли без заминок. По дороге опять мороз, опять туман, но всё равно ехали в этот раз меньше по времени. Может ещё и потому, что гида не брали, воспользовались только его лодкой на прицепе. Прибыли к месту чуть раньше, что нам и зачлось. Забегая вперёд сообщу, что улов в этот раз был гораздо более впечатляющим по количеству. И размеры некоторых трофеев были больше, чем в прошлый раз; некоторые экземпляры достигали массы 3,5-3,8 кг, а это, чёрт возьми, приятно.
Дабы увеличить наши шансы на успех, мы с Иванычем (опять мы с ним составляли пару в лодке) решили ловить и на поплавковые удочки, и на спиннинги, как пару дней раньше. Удочки смастерили на базе спиннингов; вот только наживку применяли экзотическую – креветку. Ломаешь тельце размороженной креветки пополам, насаживаешь одну из половинок на крючок и – Ловись, рыбка, большая и маленькая! И она ловилась, очень даже неплохо ловилась. Конечно, опять и обрывы крючков были, и сходы и рыбьи балетные па – «свечки», не без этого. Но в этот день мы застали клёв исключительный; порой не хватало времени, чтобы забросить блесну, потому что приходилось работать либо со своей удочкой, либо помогать с подсачником напарнику. Дважды причаливали к берегу только чтобы разгрузить и почистить рыбу. Донки с пастой, забрасываемые нашими друзьями с берега, тоже работали сегодня очень даже неплохо. По результатам этого дня на всех мы взяли около сотни хвостов, что, как нам показалось, было весьма и весьма неплохо. Очень довольные и с приятной усталостью, опять не дожидаясь вечернего клёва, наша команда погрузила на прицеп лодочку, смотала свои удочки и поехала на базу. Впереди у нас оставался один рыболовный день, после которого – в путь, домой.
Интересы на этот последний день разделились, поэтому мы с Иванычем поехали на ближайшее озеро, где были в первые два дня. Поблеснить, с троллингом походить. Остальные выбрали поездку на хариусовую речку. Выдающихся трофеев у нас с Иванычем в этот день не было, но пяток кумжин и пару щучек до килограмма нам удалось взять. На речке у ребят успехи были разными. Дима за этот день заметно прибавил во владении техникой нахлыста и при этом с результатом – на его счету было десятка полтора рыбёшек хариуса. Антон хоть и меньше поймал хариуса, но, изловчившись, вытащил-таки кумжу под килограмм. Но чемпионом по количеству пойманной рыбы в их троице стал Саша, — на простую поплавковую удочку, на обыкновенного русского червячка он натягал почти ведро шведского хариуса. И важно то, что такая рыбалка была ему по кайфу.
Встретились на базе вечером. Обработали рыбу, сделали ужин, собрали вещи. Но главные сборы – утром, когда кроме вещей надо было упаковать в машины наш улов: его нам следовало довезти в целости и сохранности, а это почти сутки пути. Под занавес нашего пребывания в Сторумане природа сделала нам ещё один подарок – небо расчистилось от облаков, и благодаря этому Юрин Три-Колор смог показывать НТВ. Что было весьма кстати, так как в этот вечер в Лиге Чемпионов УЕФА играл Зенит, и мы смогли этот матч посмотреть в прямом эфире. И Зенит выиграл, а мы так громко кричали забитого гола, что получили от Юры замечание, — в Швеции не принято шуметь в жилых кварталах. Мы притихли, настроение было на высоте, и эти ограничения нас ничуть не расстроили: нельзя так нельзя. За любимую команду можно поболеть и негромко. Позитив практически невозможно было ничем омрачить.
Всё здОрово! Жизнь прекрасна и удивительна!
Везём домой не только вкусную рыбку, но и массу прекрасных впечатлений, положительных эмоций.
Спасибо тебе, Швеция, за гостеприимство! Надеемся ещё не раз с тобой встретиться.
А сейчас – мы едем ДОМОЙ
В Питер.

Читать еще:  Как зимует щука подо льдом в разные периоды. Это полезно знать рыболову