При покупке тента для лодки не столь важно, из какого материала он сделан, – от него требуется защита кокпита от заливания водой. Наиболее часто мы видим на лодках носовые тенты. А раз тент уже расположился на лодке, то его функциональные возможности можно расширить.
Какими бывают тенты?
Носовой, кабриолетного типа и палаточной конструкции. Все они имеют право на своё существование, а в данной статье мы рассмотрим только один вид – носовой тент. Кто был первым изобретателем такого изделия, нам неизвестно, но каждый владелец такого тента обязательно добавляет в его конструкцию элементы для реализации своих идей и расширения его функционального использования.
Основное предназначение тента – противостоять массе воды от попадания её в кокпит лодки. Встречная волна наиболее часто норовит перехлестнуть через борт, и она может иметь приличный объём и вес. На Ладожском озере и Финском заливе при короткой волне мне лично приходилось встречаться с волной, которая за один раз обрушивала на тент поток воды массой более сотни килограммов. Конечно, это единичные случаи, но они имеют место быть, и поэтому тент должен выдерживать такую нагрузку.
Материал
По частоте использования для изготовления тента на первом месте выступает тот же материал, который используется для склейки современных надувных лодок – ткань ПВХ, но, как правило, имеющая меньшую плотность. Почему ткань ПВХ? Причин на это несколько. Она не впитывает воду, прочная, неприхотлива в хранении, технологична в производстве, и она доступна по ценовым критериям.
Авизент, кордура и рипстоп встречаются значительно реже. Основной их недостаток – они требуют особых условий хранения, поскольку, впитывая воду, нуждаются в просушке – в противном случае могут «зацвести» и покрыться плесенью. Плюсов, конечно же, больше, так как они имеют незначительный вес и высокую прочность.
Каркас
Конструкция каркаса должна обеспечивать устойчивость тента к нагрузкам, иметь компактные транспортировочные габариты и обеспечивать быстроту сборки. Большая часть тентов, предлагаемых в розничной торговле, отвечают этим требованиям. Многие владельцы-рукодельники делают тенты сами. Один мой знакомый, например, делает при каждой очередной смене лодки каркас из медных труб, используя для их соединения латунные фитинги. И эта конструкция вполне успешно справляется со своими функциями. Но чаще производители используют для каркаса алюминиевую трубу.
Обвес
Что можно расположить под тентом и на нём? Под тентом мы прячем сумки, гермобаулы, запасные канистры с топливом и т.д. Сделанная в носовой части лодки переборка не позволит вещам перемещаться по кокпиту во время движения по волне. Каждая сумка или баул, пристёгнутые к лееру карабинами, останутся неподвижными, а в случае оверкиля не будут утоплены или потеряны.
На самом тенте можно разместить много полезных мелочей и функциональных вещей. Первым по значимости идёт регистрационный номер лодки. Важно помнить, что его размещение на тенте является дублирующим. Если лодка зарегистрирована, то номер и российский флаг должны быть нанесены на борт самой лодки.
Снаружи тента можно разместить навигационные огни. Например, для подсветки рекламных коробов используются светодиодные модули. К их достоинствам относится низкое потребление электроэнергии, яркое свечение, влагозащищённость и невысокая стоимость. Есть световые модули RGB, которые светят разным светом, то есть при подключении разных проводов к источнику питания получаем белое, красное или зелёное свечение.
Если на борту имеется рация, то её можно разместить на тенте с внутренней стороны. Карман для рации приклеиваем непосредственно к тенту. Останется продумать, как закрепить тангету так, было удобно было ей пользоваться и при этом её не замочить. Один мой знакомый использует для защиты тангеты в качестве гидроизоляции изделие всем известное из личной гигиены, предназначенное для планирования семьи, и надо отметить, что его тангетка не требует просушки на протяжении всего похода.
Снаружи тента можно крепить подсачек. Способов его крепления десятки, отмечу лишь один момент: чтобы подсачек не стал на вашем судне расходным материалом, будет правильным его привязать страховочным шкертиком. Надёжно привязать!
Прочность
Мощность каркаса важна не только для противостояния природным стихиям, но для возможности на него опереться. Один мой давний партнёр по рыбалке предпочитал ловить стоя в лодке, опираясь на каркас тента спиной. Во-первых, так он лучше контролировал идущие кораблики, во-вторых, разгружал спину, ведь за несколько дней ловли в лодке мышцы спины изрядно напрягаются. В случае экстремальной ситуации за прочный каркас можно держаться руками, что повышает безопасность.
Вывод
Как видим из перечисленного выше, тент играет большую роль в лодке, и то, как выполнена его конструкция, сильно отражается на комфортном нахождении на её борту. Расширяя его функциональные возможности, мы повышаем безопасность и обитаемость в лодке.
Андрей Спирин