Выбираем маленькую лодку

  И начнем разговор о совсем маленьких конструкциях, скорее относящихся к категории компакт-эгоистов.
Не будем трогать изделия заграничных производителей, поговорим о родных, отечественных, благо, что их стало столько!!, что глаза разбегаются.


 
Общим признаком этого класса лодок будет баллон О-образной формы(б) или иначе — замкнутый.
  Лодки подобного класса есть в производственной гамме практически у всех отечественных грандов. У кого-то моделей меньше, у кого-то больше. Кто-то в большей степени специализируется на выпуске подобных лодок, кто-то по тем или иным причинам, от выпуска таких лодок отказывается.

 Выбираем  маленькую лодку Для общего ознакомления с вариантами конструкторской мысли,  постараемся, насколько это возможно в рамках небольшой статьи, классифицировать имеющуюся на нашем рынке продукцию.

  Но вначале, о том, что рыбаку не стоит делать. Искать лодку для своего любимого увлечения  в сетевых супер — и гипермаркетах. Большинство продающихся там лодок, не имеют сертификата ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА. Это не больше, чем водный аттракцион. И подкупающая своей миниатюрностью цена, лишний раз говорит, что  подобное плавсредство предназначено для игр и забав у берега. Где глубина по колено, максимум  — по пояс.
  А теперь уже непосредственно к лодкам…
Современная законодательная база изменилась, что сделало параметр водоизмещения таких лодок – «до 220 кг» не актуальным, они все теперь не подлежат регистрации. И пассажировместимость у них может быть один, два или даже три человека.
В процессе выбора, можно ориентироваться на такой параметр, как длина. Если судно имеет    длину 2500-3100 мм, то вполне понятно, что два взрослых человека в ней смогут легко разместиться. Если же мы посмотрим на лодки в размерениях 1600-1800 мм, то разместить второго рыбака в такой лодке уже очень проблематично и ее скорее можно засчитать одноместной.
 Лодки с  О-образным  баллоном можно разделить и на две такие группы:
— чисто гребные
— и лодки с возможностью установки подвесного мотора.
  По каким признакам можно отнести судно к гребным?
  Первый и основной — это наличие кормы “вельботного” типа, то есть, корма заострена и приподнята. Это сделано для улучшения обтекания корпуса лодки на скоростях гребли – 6-9 км/час Подобные модели по документам производителей проходят, как чисто гребные без возможности установки навесного транца. Конечно, при большом желании транец можно поставить, но в  случае с этими лодками, придется применять мотор с длинным “L” дейдвудом или электромотор,  у которого длина “ноги” регулируется. Да и в движении под мотором возникнут проблемы с управлением. 
 Поэтому, если есть намерение в дальнейшем приобрести мотор, то внимание нужно обратить уже на вторую категорию судов.
 А вторая – это уже размер судна более 2600 мм. Почему именно такой критерий размерности?
На более коротком корпусе, при установке мотора в области кормы сосредотачивается довольно-таки большой вес, из-за чего лодка сильно задирает нос и начинает «толкать»  перед собой воду. Задняя часть баллона оказывается значительно заглубленной и существенно повышается риск получить догонную  волну через транец.
В носу лодки приходится устанавливать балласт, чтобы свести ходовой дифферент к минимуму.
А в кокпите такого судна совсем не много места.
Поэтому, многие производители свою линейку лодок с О- образным баллоном, предназначенных для установки мотора на съемном транце, начинают с длины 2600-2700 и более.   
 Следующим элементом лодки, на который обращаем внимание,  является днище. Производители для маленьких судов применяют в основном плоский крой. Ткань в этих моделях клеится по нижней поверхности баллонов. Причем, применяемые материалы и технологии, позволяют не  только сидеть на таком днище, но и стоять не нарушая целостности конструкции. Правда, должен сразу же сказать, что сидеть на таком днище не совсем удобно – холодно и низко. Поэтому производителями для сиденья предусмотрены пуфики или полностью надувные вкладыши в размер кокпита. Такой вкладыш ставится в распор. Он и плавучести добавляет и позволяет очень комфортно  сидеть в лодке.
 В лодке могут быть и штатные банки. У разных производителей предусмотрены различные варианты их крепления и фиксированные,  и скользящие на ликтросах.
 А вот для того чтобы встать и побросать спиннинг, для усиления конструкции,  часто предусмотрены вставки. Это отдельные элементы/секции пайола, выполненные из 9 – ти миллиметровой фанеры и никак не связанные между собой. Они вставляются в распор баллона на днище и позволяют не только равномерно распределить вес рыбака по большей площади днища, но и добавить жесткости все конструкции лодки. Таких вставок может быть 1-2 или даже 3. Умельцы, в погоне за скоростью, добавляют в конструкцию пайола еще 2-3 дополнительных элемента, таким образом, собирая наборное, полностью жесткое дно. Благодаря этому, тканевое днище хорошо растягивается, убираются все складки по линии склейки. И получается ровная плоская глиссирующая пластина, которая развивает большую подъемную силу и позволяет одному шкиперу даже под мотором 3-3,5 лс передвигаться в переходном режиме, разгоняясь до 20 км/час.
Но, прежде чем так тюнинговать днище, нужно выбрать гребную лодку с возможностью установки навесного транца. Такой корпус имеет  ряд конструктивных особенностей.
Носовая часть должна быть приподнята для улучшения всхожести на волну. Она может быть и «рубленная» и с плавной формой обводов. А вот для установки навесного транца,  кормовая часть лодки обязательно должна завершаться горизонтальным фрагментом  баллона с минимальным поднятием над уровнем днища. Это необходимое условие.
  Вариантов крепления навесного транца производители используют несколько. Наиболее распространенное — на четырех леерных рымах, отлитых из ПВХ. Или на двух рымах, с использованием установленной на транце транспортировочной кормовой рукоятки. Возможны и более сложные конструкции.
  Технологический предел подобной конструкции транцев ограничен  3,5 лошадиными силами.
  Даже моторы этой мощности при ходе в полный газ, заметно подгибают транец стандартных конструкций вниз, уводя дейдвуд под днище. Cказывается  недостаточная  площадь опоры на рымы, в сравнении с развиваемой тягой на винте даже такого малыша.
В отдельных случаях навесной транец может своей нижней частью начать  заметно “цеплять” воду за кормой лодки, что приводит к заметному снижению скорости и повышенному брызгообразованию. Более того, он начинает работать как плуг, не только подтормаживая лодку, но и заметно опуская корму и задирая при этом нос лодки. 
  Немного скорректировать ситуацию можно, если изначально установить транец вертикатьно или даже с небольшим наклоном (5-7 градусов)  в сторону кокпита. А в районе низа транцевой доски, увеличить площадь опоры при помощи проставки между транцем и баллоном. Перераспределив,  таким образом усилие, которое оказывает мотор на рабочем ходу.
  Это немного из области теории и практических доработок. В следующий раз   выясним, что же может показать на воде подобная «одноместная лодка для рыбалки выходного дня на малых водоемах».
 

Владимир Соколов

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *