И начнем разговор о совсем маленьких конструкциях, скорее относящихся к категории компакт-эгоистов.
Не будем трогать изделия заграничных производителей, поговорим о родных, отечественных, благо, что их стало столько!!, что глаза разбегаются.
Общим признаком этого класса лодок будет баллон О-образной формы(б) или иначе — замкнутый.
Лодки подобного класса есть в производственной гамме практически у всех отечественных грандов. У кого-то моделей меньше, у кого-то больше. Кто-то в большей степени специализируется на выпуске подобных лодок, кто-то по тем или иным причинам, от выпуска таких лодок отказывается.
Для общего ознакомления с вариантами конструкторской мысли, постараемся, насколько это возможно в рамках небольшой статьи, классифицировать имеющуюся на нашем рынке продукцию.
Но вначале, о том, что рыбаку не стоит делать. Искать лодку для своего любимого увлечения в сетевых супер — и гипермаркетах. Большинство продающихся там лодок, не имеют сертификата ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА. Это не больше, чем водный аттракцион. И подкупающая своей миниатюрностью цена, лишний раз говорит, что подобное плавсредство предназначено для игр и забав у берега. Где глубина по колено, максимум — по пояс.
А теперь уже непосредственно к лодкам…
Современная законодательная база изменилась, что сделало параметр водоизмещения таких лодок – «до 220 кг» не актуальным, они все теперь не подлежат регистрации. И пассажировместимость у них может быть один, два или даже три человека.
В процессе выбора, можно ориентироваться на такой параметр, как длина. Если судно имеет длину 2500-3100 мм, то вполне понятно, что два взрослых человека в ней смогут легко разместиться. Если же мы посмотрим на лодки в размерениях 1600-1800 мм, то разместить второго рыбака в такой лодке уже очень проблематично и ее скорее можно засчитать одноместной.
Лодки с О-образным баллоном можно разделить и на две такие группы:
— чисто гребные
— и лодки с возможностью установки подвесного мотора.
По каким признакам можно отнести судно к гребным?
Первый и основной — это наличие кормы “вельботного” типа, то есть, корма заострена и приподнята. Это сделано для улучшения обтекания корпуса лодки на скоростях гребли – 6-9 км/час Подобные модели по документам производителей проходят, как чисто гребные без возможности установки навесного транца. Конечно, при большом желании транец можно поставить, но в случае с этими лодками, придется применять мотор с длинным “L” дейдвудом или электромотор, у которого длина “ноги” регулируется. Да и в движении под мотором возникнут проблемы с управлением.
Поэтому, если есть намерение в дальнейшем приобрести мотор, то внимание нужно обратить уже на вторую категорию судов.
А вторая – это уже размер судна более 2600 мм. Почему именно такой критерий размерности?
На более коротком корпусе, при установке мотора в области кормы сосредотачивается довольно-таки большой вес, из-за чего лодка сильно задирает нос и начинает «толкать» перед собой воду. Задняя часть баллона оказывается значительно заглубленной и существенно повышается риск получить догонную волну через транец.
В носу лодки приходится устанавливать балласт, чтобы свести ходовой дифферент к минимуму.
А в кокпите такого судна совсем не много места.
Поэтому, многие производители свою линейку лодок с О- образным баллоном, предназначенных для установки мотора на съемном транце, начинают с длины 2600-2700 и более.
Следующим элементом лодки, на который обращаем внимание, является днище. Производители для маленьких судов применяют в основном плоский крой. Ткань в этих моделях клеится по нижней поверхности баллонов. Причем, применяемые материалы и технологии, позволяют не только сидеть на таком днище, но и стоять не нарушая целостности конструкции. Правда, должен сразу же сказать, что сидеть на таком днище не совсем удобно – холодно и низко. Поэтому производителями для сиденья предусмотрены пуфики или полностью надувные вкладыши в размер кокпита. Такой вкладыш ставится в распор. Он и плавучести добавляет и позволяет очень комфортно сидеть в лодке.
В лодке могут быть и штатные банки. У разных производителей предусмотрены различные варианты их крепления и фиксированные, и скользящие на ликтросах.
А вот для того чтобы встать и побросать спиннинг, для усиления конструкции, часто предусмотрены вставки. Это отдельные элементы/секции пайола, выполненные из 9 – ти миллиметровой фанеры и никак не связанные между собой. Они вставляются в распор баллона на днище и позволяют не только равномерно распределить вес рыбака по большей площади днища, но и добавить жесткости все конструкции лодки. Таких вставок может быть 1-2 или даже 3. Умельцы, в погоне за скоростью, добавляют в конструкцию пайола еще 2-3 дополнительных элемента, таким образом, собирая наборное, полностью жесткое дно. Благодаря этому, тканевое днище хорошо растягивается, убираются все складки по линии склейки. И получается ровная плоская глиссирующая пластина, которая развивает большую подъемную силу и позволяет одному шкиперу даже под мотором 3-3,5 лс передвигаться в переходном режиме, разгоняясь до 20 км/час.
Но, прежде чем так тюнинговать днище, нужно выбрать гребную лодку с возможностью установки навесного транца. Такой корпус имеет ряд конструктивных особенностей.
Носовая часть должна быть приподнята для улучшения всхожести на волну. Она может быть и «рубленная» и с плавной формой обводов. А вот для установки навесного транца, кормовая часть лодки обязательно должна завершаться горизонтальным фрагментом баллона с минимальным поднятием над уровнем днища. Это необходимое условие.
Вариантов крепления навесного транца производители используют несколько. Наиболее распространенное — на четырех леерных рымах, отлитых из ПВХ. Или на двух рымах, с использованием установленной на транце транспортировочной кормовой рукоятки. Возможны и более сложные конструкции.
Технологический предел подобной конструкции транцев ограничен 3,5 лошадиными силами.
Даже моторы этой мощности при ходе в полный газ, заметно подгибают транец стандартных конструкций вниз, уводя дейдвуд под днище. Cказывается недостаточная площадь опоры на рымы, в сравнении с развиваемой тягой на винте даже такого малыша.
В отдельных случаях навесной транец может своей нижней частью начать заметно “цеплять” воду за кормой лодки, что приводит к заметному снижению скорости и повышенному брызгообразованию. Более того, он начинает работать как плуг, не только подтормаживая лодку, но и заметно опуская корму и задирая при этом нос лодки.
Немного скорректировать ситуацию можно, если изначально установить транец вертикатьно или даже с небольшим наклоном (5-7 градусов) в сторону кокпита. А в районе низа транцевой доски, увеличить площадь опоры при помощи проставки между транцем и баллоном. Перераспределив, таким образом усилие, которое оказывает мотор на рабочем ходу.
Это немного из области теории и практических доработок. В следующий раз выясним, что же может показать на воде подобная «одноместная лодка для рыбалки выходного дня на малых водоемах».
Владимир Соколов