О винтах для моторов небольшой мощности

Лето уже перевалило через свой экватор и до окончания водно- моторного сезона остается всё меньше и меньше. Кто-то из обладателей водной моторной техники уже «порешал» все свои вопросы и спокойно  бороздит бескрайние водные просторы, а кто-то еще на распутье…

Сегодня речь пойдет о винтах… О винтах для моторов небольшой мощности примерно от 5 до 20 л.с. Ведь именно эта категория движителей наиболее интересна тем, кто решил остаться в среде «нерегистратов».

Итак, почему именно эти винты (из этого диапазона шагов) станут предметом нашего рассмотрения? Именно этот начальный диапазон шагов позволяет ехать с ветерком. В теории – выходить в режим глиссирования.

винты

Если мы откроем руководства пользователя для наиболее распространенных моторов от 5 и до 20 л.с, то практически все рекомендуемые винты окажутся внутри этого диапазона шагов, то есть, от 7” и до 12”. Первыми винтами могут комплектоваться моторы уровня Меркури 5, а винты 12” в качестве «скоростных» могут быть поставлены на моторы  15-20 л.с. Мы-то, конечно, понимаем, что такую мощность мы получили,  произведя некие манипуляции с моторами 9,9 л.с. Но, это все в рамках Правил.

Сразу же хочу сказать, что шаг винта лодочного мотора – это весьма интересная «арифметика». Дело в том, что, к сожалению, не всегда выбитые на ступице или на лопастях цифры могут соответствовать истинной геометрии винта. К примеру, статистика по винтам на ПЛМ Сузуки, Тохацу, Ниссан-Марин, Меркури и бренда Солас нам говорит о том, что к этим  винтам практически нет  вопросов. А вот геометрию  остальных моделей, особенно купленных на Али экспресс,  хорошо бы перед испытаниями проверить на шаговой горке.

После того как мы убедились в строгом соответствии заявленных данных с реальными, можно переходить к испытаниям и подбору винта.

Читать еще:  Пайольные надувные лодки – за и против

Причем, изначально подбор проводится на пустой, максимально облегченной лодке. Чтобы иметь перед глазами конкретную цель, я представил таблицу, составленную на основе объективных/технических данных мотора и движителя – ВИНТА. Эти данные получены исходя из представленных в таблице максимальных оборотов и паспортного значения редукции. Для примера я взял максимальные значения оборотов в 6000 в минуту, но для некоторых образцов моторов они могут «гулять» в пределах от 5500 и до 6300. Конкретный расчет делается из паспортных данных вашего мотора и показаний тахометра.

Редукция также может быть разной — от 1 к 1,85 и до 1 к 2,08. Я при составлении таблицы использовал вторую цифру как наиболее распространенную.

И теперь о том, что дает «арифметика расчета». Путь, пройденный винтом за один оборот, и будет являться «ШАГОМ ВИНТА». Но надо учесть, что у всех движителей обычно есть и потери. И винт имеет сопротивление при вращении в воде. А корпус имеет еще большее сопротивление, которое возрастает по мере набора скорости, прибавляя еще и аэродинамическое сопротивление – это работа уже воздуха . Поэтому в реальных условиях винт за оборот пройдет несколько меньшее расстояние и, соответственно, в реальности скорость так будет несколько меньше.

Разница между  теоретическим/расчетным значением пройденного винтом пути и реальным продвижением вперед – поступью, называется  проскальзыванием или скольжением винта (схема №1). Это самое скольжение зависит от многих причин, но главные я обозначил выше.

схема

При подборе винта на пустой, максимально облегченной лодке, величина скольжения может находиться в пределах 3-10%. На эти проценты может повлиять и геометрия винта, и обводы лодки. К примеру, если лодка после накачки на горячем грунте помещена в холодную воду и давление в НДНД (надувном днище низкого давления) или в кильсоне пайольной конструкции упало, то можно «потерять» до нескольких километров в час из-за деформации скользящей поверхности.

Читать еще:  Выбор лодки ПВХ с НДНД. Альтаир Версия 3.0

На максимальную скорость влияет и размещение груза в лодке, из–за чего лодка на ходу занимает положение под разными углами – изменяется ходовой дифферент. На ходовой дифферент оказывает влияние и угол наклона мотора (задействованная «дырка» на струбцине).

Высота подвески мотора на транце также в некоторых пределах может оказывать влияние на максимальную скорость. То есть определение реальной максимальной скорости – это исключительно опытный, практический процесс для данного комплекта.

Если лодка в итоге вплотную подошла к показателям скорости из таблицы, то значит, достигнута и максимальная экономичность хода в крейсерском режиме.

Естественно, что при увеличении полезной нагрузки скорость  будет уменьшаться. Но это уже другая история и тему подбора винта для груженого судна мы рассмотрим в наших дальнейших публикациях.

Автор: Владимир Колгин

Шаг винта в дюймах Обороты двигателя по тахометру/ в минуту Редукция мотора (паспортные данные) Обороты винта в секунду

 

Пройденный винтом путь за 1 секунду в метрах

 

Теоретически ожидаемая скорость (км/час) на винте, имеющим обычные параметры шага.
7,0 6000 2,08 48 8,55 30, 8
8,0 6000 2,08 48 9,75 35,11
9,0 6000 2,08 48 10,97 39,50
10,0 6000 2,08 48 12,19 43,89
11,0 6000 2,08 48 13,41 48,28
12,0 6000 2,08 48 14,63 52,67

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *