Лето уже перевалило через свой экватор и до окончания водно- моторного сезона остается всё меньше и меньше. Кто-то из обладателей водной моторной техники уже «порешал» все свои вопросы и спокойно бороздит бескрайние водные просторы, а кто-то еще на распутье…
Сегодня речь пойдет о винтах… О винтах для моторов небольшой мощности примерно от 5 до 20 л.с. Ведь именно эта категория движителей наиболее интересна тем, кто решил остаться в среде «нерегистратов».
Итак, почему именно эти винты (из этого диапазона шагов) станут предметом нашего рассмотрения? Именно этот начальный диапазон шагов позволяет ехать с ветерком. В теории – выходить в режим глиссирования.
Если мы откроем руководства пользователя для наиболее распространенных моторов от 5 и до 20 л.с, то практически все рекомендуемые винты окажутся внутри этого диапазона шагов, то есть, от 7” и до 12”. Первыми винтами могут комплектоваться моторы уровня Меркури 5, а винты 12” в качестве «скоростных» могут быть поставлены на моторы 15-20 л.с. Мы-то, конечно, понимаем, что такую мощность мы получили, произведя некие манипуляции с моторами 9,9 л.с. Но, это все в рамках Правил.
Сразу же хочу сказать, что шаг винта лодочного мотора – это весьма интересная «арифметика». Дело в том, что, к сожалению, не всегда выбитые на ступице или на лопастях цифры могут соответствовать истинной геометрии винта. К примеру, статистика по винтам на ПЛМ Сузуки, Тохацу, Ниссан-Марин, Меркури и бренда Солас нам говорит о том, что к этим винтам практически нет вопросов. А вот геометрию остальных моделей, особенно купленных на Али экспресс, хорошо бы перед испытаниями проверить на шаговой горке.
После того как мы убедились в строгом соответствии заявленных данных с реальными, можно переходить к испытаниям и подбору винта.
Причем, изначально подбор проводится на пустой, максимально облегченной лодке. Чтобы иметь перед глазами конкретную цель, я представил таблицу, составленную на основе объективных/технических данных мотора и движителя – ВИНТА. Эти данные получены исходя из представленных в таблице максимальных оборотов и паспортного значения редукции. Для примера я взял максимальные значения оборотов в 6000 в минуту, но для некоторых образцов моторов они могут «гулять» в пределах от 5500 и до 6300. Конкретный расчет делается из паспортных данных вашего мотора и показаний тахометра.
Редукция также может быть разной — от 1 к 1,85 и до 1 к 2,08. Я при составлении таблицы использовал вторую цифру как наиболее распространенную.
И теперь о том, что дает «арифметика расчета». Путь, пройденный винтом за один оборот, и будет являться «ШАГОМ ВИНТА». Но надо учесть, что у всех движителей обычно есть и потери. И винт имеет сопротивление при вращении в воде. А корпус имеет еще большее сопротивление, которое возрастает по мере набора скорости, прибавляя еще и аэродинамическое сопротивление – это работа уже воздуха . Поэтому в реальных условиях винт за оборот пройдет несколько меньшее расстояние и, соответственно, в реальности скорость так будет несколько меньше.
Разница между теоретическим/расчетным значением пройденного винтом пути и реальным продвижением вперед – поступью, называется проскальзыванием или скольжением винта (схема №1). Это самое скольжение зависит от многих причин, но главные я обозначил выше.
При подборе винта на пустой, максимально облегченной лодке, величина скольжения может находиться в пределах 3-10%. На эти проценты может повлиять и геометрия винта, и обводы лодки. К примеру, если лодка после накачки на горячем грунте помещена в холодную воду и давление в НДНД (надувном днище низкого давления) или в кильсоне пайольной конструкции упало, то можно «потерять» до нескольких километров в час из-за деформации скользящей поверхности.
На максимальную скорость влияет и размещение груза в лодке, из–за чего лодка на ходу занимает положение под разными углами – изменяется ходовой дифферент. На ходовой дифферент оказывает влияние и угол наклона мотора (задействованная «дырка» на струбцине).
Высота подвески мотора на транце также в некоторых пределах может оказывать влияние на максимальную скорость. То есть определение реальной максимальной скорости – это исключительно опытный, практический процесс для данного комплекта.
Если лодка в итоге вплотную подошла к показателям скорости из таблицы, то значит, достигнута и максимальная экономичность хода в крейсерском режиме.
Естественно, что при увеличении полезной нагрузки скорость будет уменьшаться. Но это уже другая история и тему подбора винта для груженого судна мы рассмотрим в наших дальнейших публикациях.
Автор: Владимир Колгин
Шаг винта в дюймах | Обороты двигателя по тахометру/ в минуту | Редукция мотора (паспортные данные) | Обороты винта в секунду
|
Пройденный винтом путь за 1 секунду в метрах
|
Теоретически ожидаемая скорость (км/час) на винте, имеющим обычные параметры шага. |
7,0 | 6000 | 2,08 | 48 | 8,55 | 30, 8 |
8,0 | 6000 | 2,08 | 48 | 9,75 | 35,11 |
9,0 | 6000 | 2,08 | 48 | 10,97 | 39,50 |
10,0 | 6000 | 2,08 | 48 | 12,19 | 43,89 |
11,0 | 6000 | 2,08 | 48 | 13,41 | 48,28 |
12,0 | 6000 | 2,08 | 48 | 14,63 | 52,67 |